Сегодня посмотрела фильм датского сценариста и режиссера Ларса фон Триера «Меланхолия». Мощный фильм, но немного сложный. Не рекомендовала бы смотреть его тем, кто находится в состоянии депрессии или склонен к ней, потому что он увеличивает чувство тревоги и заставляет вновь задуматься о конечности жизни. Но в то же время, для людей, не подверженных депрессии, он может послужить ведром холодной воды, вылитой неожиданно на голову, заставит проснуться и действовать, жить свою жизнь, а не чужую и не сидеть в ожидании удобных моментов.
Фильм начинается с медленных анимированных кадров, которые вкратце описывают сюжет от начала до катастрофы. В качестве музыкального сопровождения фильма использована классическая композиция Рихарда Вагнера Tristan und Isolde: Prelude and Liebestod. Сочетание вялых кадров и медленной тревожной музыки создают впечатление, что что-то назревает. Сначала не совсем понятно, что именно. Зритель находится в ожидании и стремится отследить логику между сменяющими друг друга событиями.
На протяжении всего фильма в сюжете витает напряжение. Главная героиня Джастин испытывает легкую форму депрессии. Еще на своей свадьбе, где все гости придают большое значение торжеству, героиня ведет себя отстраненно, без особой радости. Она опаздывает на торжество, заставляя гостей ждать. Джастин будто сознательно или бессознательно отодвигает судьбоносный момент. Пессимистичный настрой разделяют и некоторые гости, в частности жесткая мать, которая недовольна свадьбой и не призирает свадьбы, как таковые, ибо не верит в них. Этому причина не сложившаяся жизнь с податливым и бесхарактерным отцом Джастин.
Улыбка Джастин напоминает вымученную жертвенность. Героиня будто не уверена, что ей нужен этот брак, но и отказаться публично не решается. Когда она остается с будущим супругом наедине, он активно раздевается, желая отдаться в плен любви. Ее же движения размеренны, не уверенны, ее что-то тяготит и сдерживает. Она отстраняется от будущего супруга и просит его подождать.
Когда она заходит к матери в комнату и говорит, что боится, по выражению лица и поведению читается скорее не страх, а неуверенность в правильности действий. Но мать ее отвергает. Героиня остается со своими переживаниями.
Для того чтобы склонить весы в одну из сторон для принятия решения, она в буквальном смысле набрасывается с молодого человека – гостя свадьбы, с которым ее познакомил босс, и изменяет с ним будущему супругу. При этом она ничего не питает к случайному гостю, который взбудоражен после случившегося. Это видно из ее отказа от его предложения быть вместе.
Измена для героини оказалась оправданием к расставанию. Теперь она смогла прекратить тяготящие отношения без чувства вины и лишних слов.
Несостоявшийся супруг растерян. Вероятно, он такой же бесхарактерный, как отец Джастин. Он ощущает свою ненужность и с разрешения героини покидает особняк.
Отец Джастин назван бесхарактерным не случайно. Когда невеста хочет с ним поговорить о терзающих ее душу сомнениях и уговаривает остаться на ночь в особняке, он сначала молчаливо соглашается, а потом поддается уговору других гостей подвезти и уезжает домой. Героиня вновь остается со своими переживаниями.
Несмотря на разрешившуюся проблему со свадьбой, героиня находится в несколько подавленном состоянии, не может найти себе место в этой жизни. Режиссер демонстрирует то нерешительность и несамостоятельность Джастин, то полное ее спокойствие, когда все ожидают скорой гибели Земли от столкновения с планетой Меланхолией.
Сестра Джастин Клэр, которая с самого начала ведет себя рационально, впадает в панику, когда начинает понимать, что столкновение неизбежно. Джастин же демонстрирует полное спокойствие и принятие.
Муж Клэр, ученый, видя переживания жены о возможном столкновении, подпитывает ее веру в то, что трагедия обойдет стороной планету. И вроде все уже миновало, Меланхолия начала двигаться в обратном от Земли направлении, но однажды Клэр обнаружила, что она снова приближается. В панике она бросается на поиски мужа, чтобы поделиться с ним увиденным, но находит его мертвым в конюшне. Быть может, он умер случайно, а быть может, дали о себе знать скрываемые переживания по поводу того, кто столкновение неизбежно.
Режиссер проводит линию между спокойным отношением к грядущему событию подверженной депрессии Джастин и паникой рациональной Клэр. Человек, который находится не в лучшем психологическом состоянии, более готов к самому страшному исходу, чем тот, кто не находится в состоянии расстройства. Джастин ждет конца, так как считает что для Земли и для нее лично это самый наилучший исход.
Иррациональные попытки Клэр взять мальчика и убежать не приводят ни к чему. Даже зная, что мужа больше нет, она отказывается и принять грядущую смерть от столкновения с другой планетой. Она не готова поверить в трагичность ситуации, девушка сопротивляется и метается в панике.
Фильм заканчивается тем, что Джастин успокаивает мальчика и строит шалаш из веток, как место, где можно образно укрыться от трагедии. Она принимает ситуацию и демонстрирует готовность встретить смерть, взявшись за руки с близкими людьми. Меланхолия сталкивается с Землей и происходит мощный взрыв, который сносит всех и все.
А где были бы вы, если бы поняли, что конец неизбежен?