Камни и мусор, кровь и чернила шариковых ручек, панцири жуков-скарабеев и чучела животных. Что только не становилось материалом для произведений художников в XX и XXI веке. В том числе и нефть. Мы вспомнили, кто работал с ней.
— Художник Николай Наседкин, чья выставка «Черное золото» сейчас проходит в Новой Третьяковке, для своих работ использует нефтяную суспензию.
Он разработал специальную технику, при помощи которой наносит смесь на листы картона, разложенные на полу. После чего подвешивает их так, чтобы суспензия свободно стекала. На заключительном этапе художник наносит рисунок мастихином.
На вопрос, почему именно нефть он выбрал в качестве художественного материала, Наседкин отвечает, что это его попытка осмыслить значение этой природной жидкости в истории страны. «Что это – благодать или проклятье? Все граждане России знают, что их жизнь как-то зависит от цены на нефть, но на вопрос, как именно, могут ответить единицы. Поэтому в сознании россиян нефть мифологизирована. Я пытаюсь в своих работах исследовать этот миф», — отмечает художник. При помощи нефти Наседкин пишет портреты родных и абстрактные пейзажи. А еще создает монументальные объекты.
— Британец Ричард Уилсон прославился своими масштабными и провокационными инсталляциями.
Одной из самых известных стала его работа «20:50». Ее скульптор представил в галерее Саатчи в 1987 году. В одном из залов он наполнил бассейн восьмью тысячами отработанного машинного масла. Кстати, отсюда и название инсталляции. «20:50» — тип моторного масла — плотного, черного и почти не смываемого. «Меня всегда интересовали способы, при помощи которых я могу преобразовать пространство — будь то комната или целом здание, чтобы изменить восприятие зрителя, чтобы сбить его с толку», — приводила The Guardian слова Уилсона.
Художник также признавался, что идея инсталляции пришла к нему после месяца, проведенного на каникулах в Алгавре. А машинное масло он выбрал за его отражающую поверхность. Зрители смотрели на «20:50» сверху и их предупреждали, что ничего трогать нельзя. «Но однажды в галерею пришла японка в белом плаще Burberry. Она наклонилась над маслом, и в него соскользнули ее волосы. Она машинально откинула их назад, и след отпечатался на белоснежной одежде. Это был самый невероятный беспорядок», — вспоминал Ричард Уилсон.
— Первые скульптуры, наполненные нефтью (а еще кровью), российский художник Андрей Молодкин показал в 2009 году на Венецианской биеннале.
Ника Самофракийская тогда была наполовину черной, наполовину красной. «Там была тема победы, слово Victory с кровью русских солдат, которые воевали в Чечне, и с чеченской нефтью. У меня сразу же там убрали все тексты, всю документацию о том, что это чеченская нефть и что это кровь живых людей с именами. Мне запретили давать интервью», — недавно в интервью «Медузе» рассказывал художник. Весной 2019 года Молодкин вместе с Эриком Булатовым представил выставку «Черный горизонт» в бельгийском Шарлеруа. Молодкин в частности показал работу «Иисус — Мухаммед».
Инсталляция состояла из сообщающихся сосудов, в которых переливалась «кровь-нефть» мировой политики и мировой религии. На вопрос, как он пришел к работе именно с этим материалом, Молодкин отвечал так:
«Работая с нефтью, я понял, что нефть – это язык власти, язык современной России». Кроме этого, художник рассказывает, что все органическое можно переработать в нефть. Даже тело человека. «Есть такое оборудование: автоклав, высокое давление, температура, и где-то за 12 месяцев полностью превращаешься в нефть. Она, правда, не такая черная, больше коричнево-золотая. Я делаю контракт с человеком, предлагаю ему, что после смерти он может превратиться в два с половиной или три литра нефти, потом он выберет скульптуру, в которой мог бы находиться. Прекрасный прием».
— Шейда Солеймани — молодая (1990 года рождения) ирано-американская мультимедийная художница, наиболее известная своими работами, затрагивающими темы насилия и нарушения гражданских прав.
Солеймани родилась в США, а ее родители покинули Иран в 1980-х в статусе политических беженцев. Одна из серий работ художницы — «Сырая нефть» — посвящена добыче полезного ископаемого в родной стране художницы. И методам, при помощи которых на ней делают огромные деньги.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.