Найти тему
ПРОБЕЛ

Антиучебники по литературе

Оглавление

Уроки литературы не обязательно должны быть скучным, а знакомство с русской классикой может быть захватывающим! Именно к этому стремились авторы и составители изданий, о которых пойдет речь. Адресованы они не только детям, но и взрослым, в том числе учителям-словесникам. Ведь по-настоящему увлечь других людей предметом может только тот, кто не только в нем разбирается, но кто может рассказать о нем просто и непредвзято.

Пётр Вайль, Александр Генис «РОДНАЯ РЕЧЬ»

-2

Заинтересовать литературой тех, для кого Достоевский и Толстой — интернет-мемы, на первый взгляд, невозможно. Но не стоит думать, что это проблема только современно школы. Книга Петра Вайля и Александра Гениса — одновременно и лучшее тому подтверждение, и лучший ответ на вызовы времени. Она была написана в 1989 году двумя талантливейшими авторами, чтобы «не столько опровергать школьную традицию, сколько чтобы проверить — и даже не ее, а себя в ней».

Все главы «Родной речи» строго соответствуют программе средней школы. Золотой век русской литературы — от Н.М. Карамзина до А.П. Чехова — Вайль и Генис будто открывают заново. В результате получился настоящий, то есть живой, легкий, и, вместе с тем, заставляющий думать, антиучебник литературы: остроумный, немного шутливый с одной стороны, основательный и вдумчивый, как и полагается школьному учебнику — с другой. Взяв в руки эту книгу, сразу понимаешь, что авторы приглашают читателя принять участие в веселой и безумно любопытной игре: не просто пересмотреть представления о русской словесности, но и заново исследовать собственную биографию, ведь прочитанные книги — тоже ее часть. Неслучайно литературный критик Андрей Синявский назвал свою вступительную статью к этому изданию «Веселое ремесло»: авторам действительно удалось показать, что литература — это совсем не скучно. «Родная речь» уже много лет помогает школьникам и абитуриентам готовиться к экзаменам.

… Про Карамзина известно одно: он изобрел сентиментализм. Это, как и все поверхностные суждения, справедливо, хотя бы отчасти. Чтобы читать сегодня Карамзина, надо запастись эстетическим цинизмом, позволяющим наслаждаться старомодным простодушием текста.
К счастью, Щедрин умел писать смешно. Он привил русской литературе особые виды юмора, которые так ей пригодились в эпоху Булгакова, Ильфа и Петрова, обэриутов. Опытный чиновник, бывший вице-губернатор, Щедрин открыл бесконечные возможности игры с официозом.
Достоевский не так уж редко использовал самые незатейливые средства изобразительности. Поэтому в трудном, «полифоническом» «Преступлении и наказании» читателю не стоит большого труда отделить положительных персонажей от отрицательных. Плохие — всегда толстые, хорошие — тонкие. 

«ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА». Учебник, написанный писателями

-3

«Литературная матрица» — большой проект, который издательство «Лимбус Пресс» реализовало при участии Филологического факультета СПбГУ. Появление этого учебника (или «альтернативного учебника», как нарекли его сами создатели) сразу стало одним из самых заметных и обсуждаемых событий в российском книгоиздании. 

 «Учебник, написанный писателями» — именно таков подзаголовок этой книги. В этом и заключается главное ее отличие от обычного учебника. Все статьи, вошедшие в сборник, были подготовлены специально для него не специалистами-филологами, а современными писателями. Андрей Битов, Людмила Петрушевская, Дмитрий Быков, Александр Мелихов, Сергей Шаргунов, Илья Бояшов, Сергей Носов, Майя Кучерская, Александр Кабаков, Максим Кантор (и это далеко не полный список) размышляют о русских классиках XIX и XX века и судьбе их произведений.

В отличие от традиционного учебника главы этой книги не содержат ни традиционных биографических справок, ни научных литературоведческих разборов произведений. Все тексты написаны в жанре эссе, живым, образным и очень современным языком. Авторы приглашают читателя к диалогу: с некоторыми их утверждениями можно спорить или не соглашаться, можно поражаться оригинальности точек зрения и оценок, а можно просто наслаждаться мастерством рассказчика и вместе с ним заново открывать для себя классические произведения. Но совершенно точно нельзя остаться совершенно равнодушным. 

 Первый том «Литературной матрицы» вышел в 2010 году и был посвящен писателям XIX столетия: от А.С. Грибоедова до А.К. Толстого. Во второй том вошли эссе о великих писателях XX века, чьи произведения также входят в школьную программу: от А.П. Чехова до А.И. Солженицына. Проект оказался настолько успешным, что вскоре вышел и третий том, получивший  название «Советская Атлантида». В нем представлена русская литература советской эпохи, которая до сих пор остается наиболее спорным периодом развития отечественной словесности. В последнем, четвертом томе Литературной матрицы под названием «Внеклассное чтение» собраны эссе современных русских писателей о тех авторах, чьи произведения обычно выходят за рамки школьной программы по литературе — С.Д. Довлатове, Н.С. Гумилеве, Тэффи, Александре Грине и многих других.

 «Литературная матрица» — уникальный и смелый эксперимент, образец того, как сегодня можно говорить о классической литературе.

На Достоевского можно подсесть. Из всех вещей, которые в жизни надо обязательно попробовать, Достоевский не самая худшая. Но это не значит, что его надо всем читать обязательно. Если вам все в себе понятно, если у вас не возникает трудных вопросов — ни к себе, ни к окружающему вас миру… если вы уверены, что так у вас будет всегда да и вы сами всегда будете и ни в чем не убудете, на кой леший вам этот Достоевский? Зачем душу зря тревожить? Он и нравиться всем не обязан (Сергей Носов).
…Коллежский асессор вроде бы не похож на черта с хвостом, но это еще как посмотреть… Ходячие манекены в мундирах скучны и банальны, но кто сказал, что банальность и нечистая сила несовместимы? Гоголь всю жизнь доказывал обратное, и интуиция не подвела писателя. Подкладкой знаменитой «Шинели» оказывается все та же красная свитка, знакомая нам еще по «Вечерам на хуторе…» (Александр Секацкий).
Требуется мужество для ежедневной работы, если эта работа не нужна никому, кроме тебя. Офицерская выправка, набриолиненный пробор, чисто выбритый подбородок, монокль, галстук — Булгаков самим обликом своим, подчеркнуто аккуратным, противостоял хаосу советского быта. Каждый день к столу, каждый день писать — упорством и волей, вопреки болезни, наперекор травле, в одиночестве и нищете, писал Михаил Афанасьевич Булгаков свой последний роман (Максим Кантор).