Найти тему
Культурная критика

В фокусе: Виктор Пелевин «Generation П»

Ставший культовым в молодежной среде, роман "Generation "П" посвящен явлению, проникшему во все поры нашей повседневной жизни, - рекламе. Многие склонны брезгливо отмахиваться от нее, как от назойливой мухи, считая чем-то несерьезным. Но разве рекламные слоганы не вошли плотно в нашу речь? Разве "рваная стилистика" рекламных клипов не влияет на наше сознание? 

Герой романа Вавилен Татарский полагает, что ему известна подлинная цена рекламы - ведь именно он ее создает. Но ему и в страшном сне не может привидеться истинная сила джинна, выпущенного им из бутылки…

ВЕРДИКТ: НА ЛЮБИТЕЛЯ, но мне скорее понравилось 

ЧТО ХОРОШО:

  • Атмосферность. “Generation П”- роман про 90-е, и эпоха Пелевиным описана блестяще, причём за счёт мелочей. Вот здесь появляются люди с высшим образованием, которое в жизни им не пригодилось, вот здесь как-то совершенно буднично описаны бандитские разборки, вот здесь здание конструкторского бюро, по сути разобранное на офисы, вот здесь немного про олигархов и немного про политику, вот новые бизнесмены, которые никогда не занимались никаким бизнесом. И в целом из этих деталей складывается ощущение, что старое разрушили, а нового вместо него совсем не построили, а люди оказались как-то посередине. 

  • Интересные мысли. Сам роман совсем не про сюжет (он тут весьма условен) и не про персонажей (они тоже достаточно условны), а скорее на поразмышлять. Во-первых, попробовать осмыслить, что же все-таки произошло в эти самые 90-е, после того, как такая большая страна неожиданно перестала существовать, а новая Россия радикально сменила курс. Во-вторых, поразмышлять над вновь построенным обществом потребления. Кроме классического элемента потребления ради потребления, роман исследует влияние на этот процесс рекламы и медиа. И это, пожалуй, лучшая и самая убедительная его часть - после прочтения длинной вставки про анальный, оральный и вытесняющий вау-импульсы мои походы в магазин уже никогда не станут прежними. А потом эта мысль очень оригинально из сферы траты денег переносится в сферу политики, и оказывается, что политический процесс и выборы тоже подчинены тому же самому эффекту … Ну и в-третьих, подумать вместе с персонажами по мере продвижения книги к концу, кто же за всем этим стоит - ответ, несмотря на мистичность концовки, будет простым. 

  • Хорошо построенное повествование и хороший язык. Несмотря на условность сюжета и в принципе отсутствие каких-то уж очень существенных связей между главами, роман динамичен и читается легко, к тому же он написан прекрасным языком. И не в одном и не в двух местах, несмотря на всю серьезность содержания, он все-таки вызовет улыбку. 

ЧТО ПЛОХО

  • Некоторая утрата актуальности. Как я уже писала выше, “Generation П” - роман про 90-е. И все время во время чтения не покидало ощущение, что он был крайне злободневен после выхода в 1999 г. и уже не так актуален сейчас. Например, основной акцент в рассуждении о влиянии медиа на потребление сделан на телевидение и телерекламу. Поколению, дошедшему до романа сейчас, в эпоху интернета и применения других технологий для стимулирования тех же самых вау-импульсов, это уже может быть непонятно. Точно так же современное поколение уже, возможно, не поймёт и саму описанную в романе эпоху, потому что оно ее не застало и она ему не близка. 

  • Слишком большое количество наркотиков на одну страницу текста. Значительную часть романа главный герой Вавилен Татарский находится под влиянием психотропных или наркотических веществ, в результате употребления которых ему являются некоторые интересные и значимые для сюжета галлюцинации и видения. В принципе, это не мешает повествованию и просто ещё добавляет ему сюрреализма, но сама тема может быть неприемлема для некоторых читателей, поэтому помещаю ее в раздел недостатков. 

ВЫВОД: СОВЕТУЮ ПОПРОБОВАТЬ В РАМКАХ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - ПОНРАВИТСЯ ИЛИ НЕТ.