Представьте, что вы плаваете в бассейне. И вдруг кто-то неподалеку от вас справил в нем малую нужду. А теперь другая ситуация: вы идете по улице и вдруг видите, что кто-то занимается тем же, повернувшись лицом к соседнему дому. В чем разница между этими двумя ситуациями?
Во втором случае, даже если вам неприятно, вы можете отвернуться и пройти мимо. В первом же случае, закрывай глаза или не закрывай, а мы погружены в единую среду. Но если с водой ситуация кажется очевидной, то совсем не так обстоят дела с воздухом. А между тем, он так же как и вода является средой, общей средой, через которую может идти передача, например волн, а именно звуковых волн.
Мы все живем в общем аудиальном пространстве. Вы можете закрыть глаза и отвернуться от рекламы в вагонах метро, но вы не можете силами своего тела закрыть уши от звуковой рекламы на эскалаторе. Для этого вам понадобятся уже дополнительные устройства. Вторжение в общее аудиальное пространство вполне можно назвать таким словом как «насилие».
На улице, наконец, светит солнышко. Выходной день. И вы решаете выбраться за город на природу, подальше от суеты, шума машин за окном, дрелей соседей и дребезжания чужого телевизора. Однако в лесу, на прекрасном берегу озера расположилась компания. Она вроде бы далеко от вас, но грохот из динамиков легко разносится над водной гладью, а низкие вибрационные частоты передаются по земле.
Наверное, этих людей смутило бы, если бы вы пришли и разложились прямо поверх их скатерки, нарушив их физическое пространство, или начали бы светить фонариком им прямо в глаза. Однако их не смущает вторгаться в аудиальное пространство, которое мы делим друг с другом, а значит вторгаться и в ваше личное аудиальное пространство.
Помню, как поразил моих норвежских друзей рассказ об обычаях в нашем общественном транспорте. Им казалось непостижимым: как это кто-то в общественном транспорте смотрит видео с телефона без наушников! «Да у нас бы весь вагон обернулся в его сторону!» - сказали мне. Интересно, почему же у нас просто перетерпят или, если есть возможность, отойдут в другой конец вагона?
В этой северной стране даже пользоваться газонокосилкой по воскресеньям считается плохим тоном. Ведь воскресенье – это день отдыха, и следует уважать право своих соседей отдохнуть в тишине.
Наших же соотечественников, к сожалению, не отличает такое уважение друг к другу. И они считают возможным на полную громкость включать динамики в машине при открытом окне в пробке и под окнами жилых домов.
Вопрос звукового загрязнения и его крайне негативного влияния на психическое и физическое здоровье людей в больших городах стоит достаточно остро. И если с некоторыми вопросами приходится бороться на юридическом уровне, когда речь идет о шумном производстве рядом с жилым комплексом, например, то со многими вещами, кажущимися достаточно малыми, но в сумме являющимися весомым фактором, стоит работать на личном, человеческом уровне. Проблема зачастую лежит в области, во-первых, не осознавания общности аудиального пространства, а во-вторых, в банальном не уважении друг к другу.
И поэтому в следующий раз, включая чрезмерно громко музыку в наушниках в метро или сигналя в пробке, вспомните про бассейн, в котором мы все с вами находимся.
Всем уютного и комфортного аудиального пространства!