Кто про что, а я опять про еду. Искусственный интеллект, зараза, все подсовывает статейки на тему дефицита в СССР. И как только я выжила, бедная, не вылезая из 50-го размера! Вспомнилась еще одна история, новогодняя… Но сначала предыстория.
Во второй половине 80-х были мы молодой семьей, жили в половинке деревянного домика с удобствами на улице и крошечным огородиком. Домик стоял под соснами на нагольном песке, так что с огородика мало что возьмешь. Так, зелень выращивали, лук перо да помидоры в маленькой тепличке. Ну, еще свежие огурцы были летом – и на зиму засолишь банки две-три.
Жили небогато. Родители-пенсионеры помочь не могли, сами в кредитах за мебель. В Москву за продуктами ездили очень редко, не чаще пару раз в год. В больших очередях лично я почти никогда не стояла - просто не хотела. Увижу огромную очередь – значит, мне в другую сторону. Когда-нибудь напишу о том, чем мы питались в будние дни, а сейчас опишу один Новый год.
Какой же чудесный это был праздник во времена нашей молодости! Его всегда встречали с размахом. А как же иначе?! Это же не просто праздник, а самая таинственная и волшебная ночь в году!
Елку воровали в лесу. Помню, поцарапала приличные сапоги на каблуках, когда лазили с коллегой по обочинам трассы за самыми пушистыми красавицами, а потом тащили их, как лошадка хворосту воз, по обледенелой дороге.
Но главная забота - это, конечно, продукты на стол. Помню, собрались мы, три молодые семьи, отмечать новый год вместе.
– У кого будем гулять? – задала я первый естественный вопрос. Мне быстренько объяснили: конечно, у тебя! Мы с родителями живем, а Лида вообще в другом городе.
Я не возражала: у нас хата свободная, соседи, что через стенку, уезжают. Галя с Сережей обещали принести тушку домашнего кролика. Лида с Васей – привезти из своего городка пару тарелок холодца и еще квашеной капусты. А все остальное – мое.
Надо сказать, к Новому году мы всегда готовились загодя. В конце октября широко отмечался День сельского хозяйства, а наша контора, хоть и располагалась в городе, но к сельхозпроизводству имела непосредственное отношение. Говоря по-современному, была дочерним предприятием местного агропрома. И потому мы тоже получали пригласительные билеты на праздник во Дворце культуры, и никогда не игнорировали это событие. После всех торжественных речей, награждений и песен с плясками по пригласительным билетам выдавали продуктовые наборы – полпалки вареной колбасы, бутылка водки, бутылка шампанского, банка зеленого горошка, баночка майонеза, тульский пряник в коробочке, пачка зефира. И что-нибудь еще типа пачки хорошего чая. Дома все съедалось и выпивалось без промедления, кроме шампанского, зеленого горошка и майонеза. Это – на Новый год!
Был у нашей конторы блат – иногда отоваривались с черного хода в ближайшей столовой, куда ходили на обед. Заведующая хорошо понимала, что перед Новым годом мы купим вареную колбасу для оливье с любой наценкой. Привозила и что-нибудь еще – синюшных кур, к примеру, или мяса, сливочного масла. И звонила нам. Мы тут как тут. Домой тащили целые сумки.
Признаюсь тут в давнем грехе. Перед Новым годом председатель профкома сочиняла письмо на имя директора торга. Уважаемый, просим вас выделить на новогодние подарки детям работников нашего предприятия следующие продукты: пункт 1 - конфеты «Коровка» - 10 кг, «Школьные» - 10 кг, «Премьера» - 5 кг, «Ласточка» - 5 кг и так далее. Пункт 2. Шоколадки «Аленка» - 50 штук. Пункт 3. Печенье в пачках «Привет» - 50 штук, вафли шоколадные – 50 штук. Пункт 4. Яблоки свежие – 20 кг. Пункт 5. Орехи грецкие – 5 кг. Подарок должен быть большим и хорошим, иначе нас засмеют сотрудники соседней организации, давние соперники насчет подарков и всего прочего. Непременно посмотрят, что нам удалось добыть своим детям. А весь фокус в том, что набирали-то мы на 50 детей, а в наличии имелось не более 40. Районный профсоюз потом перепроверял наши ведомости и ошибок не находил, все было в ажуре: кое-кому с одним ребенком приписывали двоих, потому что в те времена повсеместно выдавались новогодние подарки и разведенным отцам с детьми, а документов на руках у них не было. Короче говоря, излишки делили между взрослыми, так что сладости на новый год у нас были бесплатные (за счет профсоюза), к тому же и в магазине они имелись в продаже, если кому было мало.
В общем, накрыли мы такой стол: горячее блюдо - картошка, тушенная с мясом кролика. Еще одно горячее блюдо - отварное мясо того же животного. Холодные закуски - холодец, домашнее сало, оливье, винегрет, соленые огурцы, квашеная капуста, домашняя кабачковая икра, мясная нарезка из вареной колбасы с жиром и без жира, селедка под шубой, консервы рыбные. Напитки – шампанское, водка, самогонка, «компот» из разведенного с водой варенья. Под эту закусь быстренько выпили все запасы, а мужчины еще и «догонялись» - залезали ковшом в 40-литровую флягу с бражкой. Пели, танцевали, смотрели телевизор, а под утро пошли по длинным ночным улицам «на горку», где вокруг большой общественной елки звучала музыка, продолжалось массовое гуляние. Шли и не верили, что уже наступил новый год. Зажигали бенгальские огни, радостно приветствовали таких же гуляющих, кидались в них снежками, валялись в сугробах… И при этом тащили за собой санки с детьми. Вернулись и улеглись спать преимущественно на полу, поскольку на диване и в кроватках спали дети. Весело-весело встретили новый год!