О древнерусских славянских богах и их функциях известно не так уж и много. В «Повести временных лет», пожалуй, самом главном письменном источнике о ранней истории Древней Руси, содержатся весьма скупые сведения на данный счет. Языческая традиция прослеживается весьма слабо (если не считать самих сюжетов, повествующих о жизни первых русских князей, сложенных в языческие времена и передававшихся дружинниками устным путем; сюда же можно отнести едва заметные былинные и мифологические отголоски на страницах «Повести»), очевидно, что составитель летописи был христианином и писал уже в принципиально иные времена. Вместе с тем эта фрагментарная информация обретает колоссальную ценность ввиду ограниченности источников. Так что же известно об этих самых славянских богах?
Перун и Волос
К первому упоминаю древнерусских богов относится эпизод с заключением Русско-византийского договора 907 года. В нем Олег вместе со своими дружинниками клянется оружием и Перуном, а также Волосом, богом скота. В следующих договорах эти два бога будут дублироваться, что может говорить об их популярности в дружинной среде.
Перун, вне всяких сомнений, очень древний бог. Он был покровителем дружины, богом-громовержцем. Само его наименование восходит к индоевропейскому корню per (perk), perk (perg), что означает «ударять». Славянский Перун во многом сходен с литовским Перкунасом, что не случайно, ведь некогда славяне и балты составляли единую балто-славянскую общность. Перкунас — рыжеволосый мужчина, разъезжающий на колеснице, запряженной козлом. В своей руке он держит топор или молот, которым разит врагов и злых духов и который успешно возвращается к своему хозяину. Тут же напрашивается весьма очевидная аналогия с Тором и Мьёльниром. Вообще, топор является весьма древним европейским оружием, окруженным определенным ореолом святости и отождествляемым с ударом молнии.
На русской почве память о Перуне не канула в лету. С установлением христианства на Руси функции Перуна перешли к Илье-пророку. В его житии содержится мотив вознесения на небо в огненной колеснице, а сам он, считается, посылает молнии и вызывает гром. Нередко иконы Ильи-пророка крепились к деревьям (дуб/ясень), в чем прослеживается общеевропейский мотив поклонения громовержцу у больших деревьев. Спустя века слово «перун» станет нарицательным и будет означать удар молнии.
Волос, «бог скота», упоминается в договорах Руси с греками наряду с оружием и дружинным богом Перуном. Очевидно, что его функции не ограничивались охраной домашнего скота, ведь разведение скотины не входило в основную деятельность дружинников. Вероятнее всего, что «скотий бог» был синонимичен понятию «богатство» (наличие скота = богатство), которое в свою очередь ценилось весьма высоко среди скандинавских авантюристов.
В скандинавских саговых материалах богатство также зачастую отождествляется с наличием удачи. В них же широко представлен сюжет о гибели от собственного оружия как наказание за нарушение традиций и законов (намного реже за отсутствие удачи), то есть за проступки, которые сами по себе могут караться смертью. В данной связи становится ясно почему дружина Олега клянется оружием.
В договорах Руси с греками прослеживается слияние славянской и скандинавской традиций. Славянский Перун легко принимается скандинавскими пришельцами, поскольку они сами поклоняются его аналогу — Тору. Представления о богатстве и удачи находят свое воплощение в поклонении Волосу.
Если вы прочли статью и она пришлась вам по вкусу, то не забудьте поставить лайк. Это сильно поможет развитию канала и станет хорошим импульсом для выхода нового материала. При желании можете также подписаться на канал.