Мы не знаем, сколько было в многотысячелетней истории древнерусских диалектов. Какими особенностями отличалась речь кривичей, вятичей, радимичей, дреговичей, полян и многочисленных прочих племен рода русов. Латыши, например, русских людей называют до сих krievi cilvēki (люди кривичи). Здесь даже не люди, а ЧИЛВЕКИ (человеки)! Эстонцы называют русских – vene (венеты). Для финнов и Россия, и русские – Venäjä. Здесь тот же корень вене. Всё это были славяно-русские племена, оставшиеся в памяти соседей по их самоназваниям. Но всех их объединял язык, который Антуан Мейе называл общеславянским.
Данная статья является продолжением уже опубликованных ранее «Арии ушли, а русы остались», а также «Древность русов Севера». Ссылка здесь; (zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82).
Что же касается русского языка, то даже сегодня в глаза бросается, например, как акающий южный говор, так и окающий Вологодский. Некоторые исследователи отмечают «малообъяснимый системный русско-славянский разлом по линии Север – Юг».
Например, в славянских языках Южной Балтии лингвисты выделяют два языковых пласта: реликтовый арийский субстрат и славянские языки, распространившиеся в ходе славянской колонизации. Может быть, русский язык также проходил последовательно две стадии развития? Первая стадия – дославянская древнерусская, хронологически совпадающая с наличием в Восточной Европе арийских языков. Благодаря этому древнерусский язык и сохранил элементы архаичной лексики. И наличие в древнерусском языке корня вар- в гидрониме «Варяжское море» в первичном архаичном смысле «вода» позволяет предположить аналогичный процесс развития и в русском языке, - отмечала Л. Грот. Вспомним: ВАРить, ВАРево, отВАР, ВАРенье.
Таким образом, можно предположить, что северная Русь не просто позднее славянское образование, если иметь в виду новгородскую колонизацию, а скорее наоборот, начальная точка отсчета всех славянских ответвлений на юг и на запад. Стоит отметить также разделение восточнославянской народности не на три народа, а на четыре – белорусов, украинцев, северных и южных русских. Первым на это обратил внимание русский филолог А. Шахматов. Из советских этнографов, обративших внимание на это разделение, был только Д. Зеленин, академик этнографии в АН СССР.
Он писал: «Южнорусское население (т.е. русское население Тамбовской, Воронежской, Курской, Тульской, Орловской и Калужской губерний) этнографически и диалектологически отличается от севернорусского (в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях) значительно больше, чем от белорусов. Поэтому с полным правом можно говорить о двух русских народах: севернорусском (окающий говор) и южнорусском (акающий говор)». Он полагал, что речи о полном слиянии двух старых русских народностей быть не может. Можно с уверенностью говорить о двух русских народностях, не выделяя третью, среднерусскую, так как эта последняя образовалась недавно путем смешения элементов обеих старых народностей.
Кто были эти люди Севера? Взглянем на карту северных территорий. Северная граница суши на Русском Севере сегодня проходит по берегу Баренцева моря. Десятки тысяч лет тому назад эта суша простиралась далеко в сторону Северного полюса. Но сначала ее надолго накрыл ледник, а затем, после его таяния, воды океана залили ее, и образовалось Баренцево море. Сегодня там под водой скрыт обширный шельф. На этом месте, в древнейшие времена, жили люди. Они то, спасаясь от ледника, и ушли на материковую землю Русского Севера.
Нельзя не отметить в этом плане вклад в исследовании вопроса славяно-арийских связей на Севере Н. Гусевой и С. Жарниковой. Они обращали особое внимание на необычный лингвистический факт – наибольшее количество и глубина взаимных связей между санскритом и славянскими языками присутствуют именно среди севернорусских диалектов и говоров. И приводили значительный список гидронимов Севера (порядка тридцати), подобных гидронимам Индии.
При изучении топонимики бывшей Олонецкой губернии Руси (ныне это Карельская и Вологодские области), показано почти полное совпадение названий рек, криниц, озер с названиями рек в Индии, и криниц из Махабхараты: например, Ганга в Индии и несколько Ганг в Вологодской области. Названия многих топонимов в Вологодской области переводятся с помощью санскрита.
Я обращал внимание, что русское «со» в слове «со-вместно» в латинском языке перешло в «ко». Этот замещение согласного показывает, что когда-то и очень давно, по мнению лингвистов, еще до отделения славянской группы, произошло замещение начального «к» на «с, ц». Это назвали «сатемизацией первоначального индоевропейского палатального «k»».
И этот момент, кажется, уловили лингвисты при исследовании берестяных грамот Новгорода. Академик А. Зализняк обнаружил древненовгородскую бересту с нетронутым целым «к» там, где должно было стоять славянское «ц». «Целый» на древненовгородском звучало как «келый». «Это была решающая новость» по мнению академика. Суть этого открытия в том, что древненовгородский язык сохранил безумную древность, которая во всех остальных славянских языках была утрачена.
Далее также обнаружилось, что во всех случаях в древненовгородском материале берестяных грамот палатализации нет. И пришлось признать, что древненовгородский диалект, по-видимому, оказался в изоляции. Т.е. пра-древненовгородский отделился от массива остальных славянских раньше прочих и раньше, чем произошла вторая палатализация в остальном славянском мире (сатемизация, или замещение «к» на «с»).
«Стало ясно, что древненовгородская ветвь древнерусского мира уже с древнейших времен отличалась от остальной части древнерусской области. В частности, как Ростово-Суздальской, так и Киевской, т.е. что эти две части древнерусской территории различались диалектно уже в эпоху образования Киевского государства», - писал А. Тулупов.
Отсюда следует вывод, что древнейшие новгородцы с «безумно древним языком» остаются на наиболее близкой к архаичной территории месте. Тогда как уже остальные славяне отделяются и отдаляются на юг и запад, и получают сатемизацию.
Ученый-иранист В. Абаев, исследователь скифо-иранских языков, на чьем авторитете сегодня держится понимание роли иранских языков, отмечал, что при сравнении их со славянскими языками бросается в глаза «обилие специфических скифославянских схождений». Они «далеко превосходят связи скифского с любым другим европейским языком и языковой группой». Это было бы не удивительно для ближайших южных славянских соседей скифов – сербов, хорватов, и других. Но он отмечает, что «выявлено немало случаев, когда аланский (осетинский) смыкается именно с севернорусскими (онежскими, архангельскими) говорами, минуя южнорусские».
Несколько лет назад вышла моя книга «Колпь. Страна Лебедия». Подробнее в статье на Дзен "Колпино - значит, Лебединое". Ссылка здесь; (zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82). В ней я показал не только значение корня «колпь» в многочисленных топонимах Колпин не только в России, но и в Европе, но и обнаружил перевод этого слова в одном из балтских славянских языков. В словаре верхнелужицко-русского языка это слово имеет перевод «лебедь». Можно было бы не обратить внимания на этот факт, если бы не удивительная распространенность топонима «колпино, колбино» на карте Европы именно в северной и центральной части России с заходом южнее на Алтай. И далее на Дальний Восток и даже на Аляску (около 200 топонимов). Весьма широко несколько видоизменными представлены эти топонимы на севере Польши (30 топонимов), а также на северо-востоке Германии (20 топонимов). И это при том, что уже на юге России в южно-славянских и западно-славянских языках имя этой великолепной птицы стало – лебедь.
А. Тулупов (Род Севера. Русские Гиперборейцы) отмечал интересный факт, что севернорусские староверы, переселившиеся в Уфимскую губернию (Белебеевский уезд) из Нижегородской, долгое время не соглашались признавать русскими своих новых южнорусских соседей из Тульской губернии: они считали их особой нацией и даже дали им новое имя надызы (от южрусского слова надысь, т.е. недавно).
Все перечисленные факты противоречат Карамзину, заселявшему северную Русь переселенцами «словенцами» то ли с юга, то ли с запада. Противоречат также и современной науке. А может быть всё просто – прав был Нестор, отделявший в своей летописи «словене и русь». Недаром по его сведениям финны называли Ладожское озеро «Русским морем». Потому что там извечно жили русы.
Известно, что ни поляне, ни кривичи, вятичи, древляне, радимичи себя «русью» не называли. «Русь» это уже что-то «северное», говорившее на словенском наречии, но пришедшее с Севера, из-за Русского моря.
Делитесь информацией, комментируйте, ставьте "нравится"
Ссылка на мой канал: zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82