Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

ВВС США намерены перевооружить бомбардировщик В1-В гиперзвуковыми ракетами

ВВС США намерены перевооружить свой классический бомбардировщик B-1B гиперзвуковыми ракетами дальнего действия, способными двигаться со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука, пролетать вдоль границ земной атмосферы и достигать целей прежде, чем противник успеет ответить. Во время недавней демонстрации макета оружейного отсека самолета B-1B разработчики показали, что внутри него можно разместить не менее четырех гиперзвуковых ракет. Командующий глобальным ударным командованием ВВС (Air Force Global Strike Command – AFGSC) генерал Тимоти Рэй на конференции Ассоциации ветеранов ВВС заявил о том, что для несения гиперзвуковых ракет может использоваться роторная пусковая установка для неядерных вооружений (CRL). При этом, переборка во внутреннем отсеке сдвигается с целью размещения в нем более крупных по своим габаритам гиперзвуковых вооружений. По его словам, цель демонстрации заключалась не только в том, чтобы показать возможность перемещения переборки в переднее положение с увеличением промежуточного отсека со 180 дюймов до 269 дюймов, но и доказательством того, что самолет способен нести оружие на наружных пилонах на шести из восьми жестких точках, что увеличивает бы его вооруженность.

Говоря в целом о планах ВВС в отношении будущего бомбардировочного флота, Рэй сказал, что Служба должна будет поддерживать свой существующий флот бомбардировщиков, таких как B-1, B-52 и B-2, до тех пор, пока новый «Рейдер» B-21 не будет поставлен в войска в достаточном количестве. Сроки того, когда будет достигнуто «достаточное количество», все еще являются предметом оценки среди составителей военных планов, но, в перспективе ВВС поставят на вооружение не менее ста бомбардировщиков B-21.

Рэй также объяснил свои взгляды относительно некоторых особенностей оружия для нынешнего воздушного флота. Он считает, что бомбардировщики должны иметь внешние жесткие точки подвеса для установки ракет и расширенные бомбовые отсеки. Внешние жесткие точки могли бы нести меньшие по габаритам гиперзвуковые ракеты вместе с ракетами «воздух-поверхность» JASSM (Joint Air to Surface Standoff Missile), ракетами JASSM ER расширенного диапазона действия и противокорабельными ракетами дальнего радиуса действия LRASM (Long Range Anti-Ship Missile).

Как утверждает в своем отчете подполковник Доминик Росс, следящий за программными элементами самолета B-1B в AFGSC, демонстрация макета показала, что емкость боевого отсека самолета B1-B может быть увеличена с 24 бомб, вплоть до 40 единиц. Таким образом, по его мнению, В-1В попадает в разряд более крупных систем оружия, способных нести на себе тяжелые гиперзвуковые ракеты.

Размещение более крупного гиперзвукового оружия в бомбовом отсеке B1-B приводит к ряду стратегических последствий, так как значительно увеличивается широта и дальность захвата целей, а самолеты могут дольше «задерживаться» над целями для поддержания атаки. Проведенная демонстрация служит двум ключевым целям ВВС: ускорению разработок гиперзвукового оружия и модернизации и поддержанию самолетов B-1B в максимальной степени готовности.

Задача по разработке гиперзвуковых систем вооружений также интегрируется с намерениями ВВС более быстро объединить инновации из раздела «Наука и техника» (Science and Technology – S&T) и применить их в оперативной работе. Новая стратегия в рамках раздела S&T, выпущенная ВВС в начале этого года, подчеркивает большую синергию между научно-ориентированными прорывами в области вооружений и использованием прототипов систем при подготовке к оперативному боевому применению. «В S&T сформулировано пять различных областей для стратегического потенциала при решении военных проблем, главной из которых является скорость и широта охвата целей при высокой степени их разрушения. Одним из способов решения этой проблемы является использование гиперзвуковых ракет», – подчеркнул в своем интервью Тим Сакулич, исполнительный директор по реализации стратегии в S&T из Исследовательской лаборатории ВВС (Air Force Research Lab).

Как объясняют многие разработчики оружия, хотя у ВВС уже имеются прототипы систем гиперзвукового оружия, которые в настоящее время проходят соответствующие испытания, производство этих систем создает значительные технические проблемы. Они требуют очень точной техники для управления движением, температурой и наведением на цели. Ракета, движущаяся со скоростью, в пять раз превышающей скорость звука, привносит невиданную ранее динамику в производство вооружений. При этом поиск нужных материалов, объяснил Сакулич, имеет решающее значение: – «С точки зрения материалов, мы вносим свой вклад в базу возможностей гиперзвуковых систем, исследуя процессы, которые позволят сделать материалы доступными проектировщиков вооружений. Это включает в себя изучение композитных материалов и материалов для управления тепловыми процессами».

Ракетное оружие, перемещаясь на гиперзвуковых скоростях, генерируют огромное количество тепла, которое должно управляться в целях функционирования этого оружия. «Необходимо использовать специальные материалы, предназначенные для выдерживания высоких температур», – говорится в отчете фирмы Raytheon. При этом одна из самых больших проблем с гиперзвуком – это то, что в отчете называется «цепью эффектов» – командование и управление, сетевая и сенсорная технология, достаточная для достижения необходимой точности наведения, целеуказания и траектории полета. «Мы заинтересованы в исследованиях феноменологии пограничного слоя с тем, чтобы лучше понять и изучить тепловой поток на гиперзвуковом оружии, что позволило бы нам оптимизировать управление тепловыми процессами», – сказал Сакулич.

В настоящее время в ВВС осуществляется несколько программ гиперзвукового оружия. Служба контактирует с компанией Lockheed, работающей по двум основным программам: «Гиперзвуковое конвенциональное ударное оружие» (Hypersonic Conventional Strike Weapon) и «Оружие быстрого ответа воздушного базирования» (AGM-183A Air Launched Rapid Response Weapon).

Летные испытания, демонстрационные показы, наземные испытания и создание прототипов усовершенствованной конфигурации позволяют получить необходимые данные в рамках программы по созданию гиперзвукового оружия ВВС, DARPA и Raytheon, получившей наименование «Концепция воздушно-реактивного гиперзвукового оружия» (Hypersonic Air-Breathing Weapons Concept – HAWC). Как заявил об этом руководитель программы в DARPA Эндрю Кнодлер, были определены ключевые области развития гиперзвуковых систем. При этом акцент сделан на создание углеводородного воздушно-реактивного двигателя, обеспечивающего длительный устойчивый полет ракеты.

Наряду с воздушно-реактивным двигателем для гиперзвукового оружия Пентагон также изучает возможность создания так называемых «планирующих» систем вооружений (boost glide), которое достигают гиперзвуковых скоростей, проходя через верхнюю атмосферу. Как сказал об этом Томас Буссинг, вице-президент компании Raytheon Missile Systems, «планирующие системы могут быть выполнены в виде планера или принимать коническую форму, что делает их маневренными и высокоскоростными с высоким коэффициентом «подъема над сопротивлением» (high lift over drag ratio)».

Гиперзвуковое оружие «ускоренного скольжения», пояснил Буссинг, двигает глиссадный аппарат к точке в пространстве, где он имеет определенную высоту и определенную скорость, необходимую для движения вперед, а высокая скорость спуска обеспечивает продвижение системы оружия к своей цели. В нпастоящее время DARPA и ВВС работают над программой «Тактической системы ускоренного планирования» (Tactical Boost Glide – TBG), описании которой приведено в докладе Исследовательской службы Конгресса в сентябре 2019-го года как «клиновидного гиперзвукового глиссадного аппарата, способного выполнять полет на скоростях в 7 и более Mахов». Согласно докладу, в рамках программы TBG будет осуществлена и интеграция с корабельной системой вертикального пуска для ВМС. DARPA также стремится разработать гиперзвуковое оружие наземного базирования, способное «проникать в современную противовоздушную оборону противника», говорится в докладе «Гиперзвуковое оружие: предпосылки и вопросы для Конгресса».

Многие гиперзвуковые вооружения спроектированы как ударное оружие «кинетической энергии», то есть они не будут использовать взрывчатые вещества, а будут полагаться только на скорость и силу удара для уничтожения целей. Сверхскоростной беспилотный летательный аппарат или платформа ISR лучше позволят воздушным судам быстро входить и выходить с территории противника и отправлять обратно соответствующие изображения, не будучи обнаруженными вражеским радаром или быть сбитыми.

Хотя потенциальное оборонительное применение гиперзвукового оружия, перехватчиков или транспортных средств никоим образом не выходит за рамки рассмотрения, основные усилия ВВС в настоящее время направлены на разработку наступательного оружия, способного быстро уничтожать цели противника на больших расстояниях. Ученые ВВС объясняют, что скорость звука может варьироваться в зависимости от высоты; на уровне земли она составляет примерно 1100 футов в секунду. Соответственно, если оружие спроектировано с запасом топлива в 2000 секунд – оно может путешествовать на расстояние до 2000 миль до цели, как заявил об этом сказал бывший главный ученый ВВС Григорий Захариас в интервью несколько лет назад.

Учитывая темпы и актуальность разработки гиперзвукового оружия, Сакулич подчеркнул важность сотрудничества между службами, когда речь заходит о научных исследованиях и разработках. Он также подчеркнул, что все командиры лабораторий регулярно встречаются между собой, чтобы сравнивать приоритеты и инвестиции. Министерство обороны осуществляет обмен информацией между исследовательскими лабораториями Армии и Военно-морского флота, заинтересованных в совместных разработках гиперзвуковых систем вооружений.