Идея проехать одну из крупнейших марафонских гонок планеты родилась в моей голове достаточно давно. Много лет я безуспешно уговаривала организаторов ралли «Шелковый Путь» ввести мото зачет и по разным причинам это не удавалось воплотить в жизнь. Но, как говориться, в одной известной поговорке, если гора не движется в нашу сторону, то, значит, надо самим шевелиться в ее направлении. Поэтому совместно с моими партнерами из команды Toyota team Russia мы решили отважиться на авантюру и запустить меня в гонку на четырех колесах на огромном, брутальном Toyota land cruiser 200 в зачете Т2 (стандартные автомобили). Так и родился тандем под названием девочка и Бегемотик.
Чем отличается авантюра от тщательно спланированной операции? Правильно, авантюра это когда все вокруг кричит о невозможности воплощения предприятия в жизнь, а ты все равно в него ввязываешься. Основным камнем преткновения для нас было время, да и чего греха таить, бюджет. Буквально за полтора месяца до старта мы с командой тех поддержки sportfabrica практически из руин попытались восстановить старенький боевой LC200 на счету которого уже были и «дакары», и этапы кубка мира, и Чемпионата России, и много чего еще под руководством различных пилотов и механиков. Так как процесс вынимания, диагностирования и сборки мотора с учетом заказа запчастей (в случае их нехватки) занимает около месяца, то было решено поверить на слово предыдущим механикам Бегемота о том, что мотор в хорошем состоянии и сосредоточиться на проверке ходовой, коробки и других не менее важных узлов и агрегатов. Все дело еще усугублялось тем, что по регламенту в двигатель автомобиля категории Т2 на турбине устанавливаются специальные рестрикторы диаметром 32,5мм, ограничивающие мощность и для того, чтобы машина с ними хоть как-то ехала нужно в стандартные «мозги» подбирать и вшивать новую топливную карту. Этот трудоемкий процесс, как вы понимаете, требует серии тестов и времени, которого у нас, как я писала выше совсем не хватало. Поэтому за неделю до старта мы эту карту слепили из того что было и помчали в Астрахань в надежде на лучшее.
Ниже представляю вашему вниманию выдержки из дневника о большом приключении в степи.
День первый. Тесты, административные и технические проверки;
Сегодня был долгий день, но очень продуктивный. В 9 утра поехали на тест трек, где все участники могли проверить свои автомобили и как следует протрясти подвеску. Круг был небольшой, всего 4км, но там были и рыхлые куски и жесткие и даже один рваный прямичок на котором можно было немного разогнаться. По подвеске Машина работает отлично, но, конечно, чувствуется ее вес (сегодня на техкоме весы показали 3085кг) Мне стало наглядно понятно почему все опытные автогонщики советовали ехать потихоньку. Вес Бегемотика и небольшие хода подвески дают о себе знать. На кочках он легко достаёт днищем до земли и мы получаем по попам очень неприятный удар. Придется много работать в стиле газ тормоз. В остальном, все прекрасно и проблем не возникло. В 14:00 всей командой прибыли на проверки и смогли машину поставить в закрытый парк только к 19:00 Почему-то все на техкоме происходило оооочень медленно. Но, дело сделано и Бегемотик готов к старту, который будет завтра в 18:00 у главного астраханского театра оперы и балета. Кстати, сегодня в Астрахани пошёл сильнейший дождь, улицы затопило и местные очень рады этой прохладе и свежести которую они ждали уже очень давно. Так что мы им ее привезли из Москвы в лучшем виде. Думаю, после этого песок в степи станет поплотнее и нам будет чуть легче. Завтра большую половину дня отдыхаем и набираемся сил перед битвой
День второй. Торжественный старт!
Старт дан! Торжественный подиум в центре Астрахани случился! Честно говоря, я очень волнуюсь. Эта гонка очередной шаг в неизвестность. Сегодня во время стартовой церемонии ведущий зачитывал мои мото регалии, а я слушала и казалось все это про кого-то другого. Сейчас ралли рейды начинаются для меня заново, с чистого листа и я опять просто девочка Настя с минимальным опытом, горящими глазами и душой рвущейся в бой. Очень хочется, чтобы это было начало новой не менее интересной главы в моей спортивной карьере. Завтра утром помчим! Держите кулаки и ругайте.
День третий. Разведка боем!
Первый боевой СУ и первый финиш есть! Сегодня было 313км по сложным астраханским дорожкам, которые идеально подходят для багги и категории Т3, но жутко вынимают душу в нашем неуклюжем продакшене категории Т2. Со старта взяли неспешный темп в стиле разведки боем, где главная задача была понять возможности автомобиля, что он может, что не может, что прощает, а за что жестоко бьет по попе. Также надо было сговориться со штурманом Олегом Уперенко, так как у всех своё видение дорожной книги и ее приложение к окружающей действительности. Ответы на все эти вопросы мы нашли очень быстро и буквально с первых километров стало понятно, что с Олегом мы на одной волне. А вот к Бегемотику я прислушивалась всю дорогу, но в целом, очевидно одно, что из-за большого веса машинки, мчать бездумно по кочкам как на легком багги не получается. Приходится постоянного его осаживать перед ямами и кочками, чтобы не ударяться днищем об землю и ничего не сломать. В песочнице под названием «Большой Брат» на первый небольшой холмик заскочили не сразу, так как понадеялись, что на влажном плотном песке сможем обойтись без понижайки, но, не проскочило. Пришлось сдать назад, включить все рычаги и дальше без проблем все одолели. После выяснилось, что Бегемотик начал слегка перегреваться и несколько раз приходилось притормаживать, чтобы его охладить. Потом оказалось, что в радиатор набилась степная трава и мешала охлаждению, но пол дороги я слегка нервничала из-за этого и старалась ехать помедленнее, накатом, чтобы меньше крутить мотор. По дороге со штурманом регулярно питались спортивными кашками и гелями SIS, пили изотоник, но, к сожалению, из-за того, что пришлось врубить печку на максимум (чтобы Бегемотик лучше охлаждался) километров за 100 до финиша моя голова предательски заболела и к финишу уже адски раскалывалась на части. Но, самое главное, что мы финишировали! Да ещё и с неплохим результатом. Первые в своём классе, а следующий преследователь отстаёт больше чем на час. Это очень неплохой задел, но радоваться пока рано, так как гонка длинная и впереди ещё много чего, особенно самая сложная часть - марафонский этап!!! Будем стараться везти результат до Москвы.
День четвертый. Разгоняемся и бережем технику.
Второй день в копилку. Сегодня был очень скоростной спец участок 365км где на первый взгляд все было просто и можно было топить полный газ, но по факту любая пропущенная промоина или кочка могла стоить очень дорого. Так один из наших соперников в зачете Т2 бодро объехавший нас в первой половине трассы, позже оторвал ограничители заднего моста и амортизаторы. А мы соблюдали аккуратный темп и довезли машинку в целости до бивуака. В первой части, правда, я чувствовала себя как-то вяло и неуверенно. Мне явно категорически не хватает навыка пилотирования автомобиля на быстрых ходах. Проще говоря, уроки классического ралли очень бы не помешали. К середине СУ по традиции начала чувствовать давление в голове и попросила штурмана выдать мне таблетку цитрамона, после которого сознание проснулось и я нашла свой бодрый темп. Ближе к финишу в небольшом броде помогли вытащить из грязи газель №131 и помчали дальше. Так как было очень пыльно всю дорогу, а мы ехали с открытыми окнами, то весь салон и мы с Олегом покрылись знатным слоем пыли, поэтому после финиша сразу помчались отмывать и обдувать Бегемота! Он сегодня большой молодец. Завтра дорога обратно в Астрахань и СУ 330км с возможностью ремонта в счет гоночного времени на КП2 (215км), но я очень надеюсь, что нам эта функция не пригодится.
День пятый. Первые приключения.
Этот день был полон приключений! Ещё с вечера на брифинге нас предупредили, что надвигается гроза. Утром небо действительно было равномерно серым и слегка моросил дождь, однако, по факту в самом начале все выглядело достаточно прилично. Пыль на дорожках была слегка прибита, но местами даже пылило и был хороший зацеп. Но, чем дальше в дебри дорожной книги мы погружались, тем хуже становился грунт и тем сильнее усиливался дождь! На Бегемотике стояла универсальная резина, которая хорошо подходит для песка и сухого грунта, но совершенно не держит на скользкой жиже. Шашка мгновенно забивалась и я чувствовала как Машина плывет по верхнему слою глины вселяя в меня жуткую неуверенность, ибо что-то оперативно сделать с инерцией снаряда весом 3 тонны лично мне (в первую очередь из-за нехватки опыта) не представлялось возможным. И при таком раскладе можно было легко уйти в боковое скольжение и на скорости от 80 до 100км/ч легко цепануть какой-нибудь бугорок или колею и словить «уши». Так как это в наши планы не входило, то пришлось существенно сбавить темп, что, конечно, мне не добавляло морального удовлетворения и я чувствовала себя медленной черепахой. С минуты на минуту я ждала приближения большого глиняно-водяного брода, который в сухую погоду на предыдущем СУ поглотил несколько машин и который мы прошли, но не без вопросов. Было очевидно, что после ночных ливней там случился полный ахтунг. Так оно и произошло. На первый взгляд грязи глины и воды было столько, что преодолеть это не предстояло возможным. Посередине по самые пороги там стояла красная гоночная ГАЗель, там же застряли два МАЗа и два КамАЗа.. Мы остановились и решили понаблюдать где поедут другие машины, чтобы самим не встрять навеки. После пары минут наблюдений мы выбрали траекторию, включили понижайку, я нажала на газ в пол и мы достаточно жёстко, но проскочили этот сложный кусок. У Бегемотика пострадал только угол бампера от удара об край канавы. Довольные от того, что самая сложная позиция нам покорилась мы поползли дальше. До КП1 оставалось буквально 1,5 км, как мы съехали на поле с широкой и тотально размешанной дорогой. На въезде, чуть правее стоял безнадежно встрявший экипаж Андрея Рудского, глина была на столько вязкой, что решение о траектории нужно было принять молниеносно. Взгляд упал на левую часть дороги, где в поле виднелись плотные следы. Это и была наша роковая ошибка. Эти следы, как оказалось потом, принадлежали легкой кибитке, а наш Бегемотик был слишком тяжёл и через пару сотен метров тщетной борьбы увяз всеми четырьмя лапами. Тут у нас начались пляски с трапиками и лопатами. Это все увидел китайский экипаж на чёрном LC200 и они не стали совершать нашу ошибку, а достаточно легко проехали по мокрой, разбитой, но гораздо более плотной дороге. Около 40 минут мы с Олегом копали, подкладывали трапы и пытались выехать. Как только Бегемотик съезжал на грунт, то тут же опять проваливался под своим весом. Во время очередной попытки выехать по трапам к нам подъехала Маша Опарина на багги. Я поделилась с ней свежими чистыми очками, а Маша немножко помогла продернуть Бегемота на более плотный кусок грунта, за что ей вселенское спасибо. После мы выстроили дорожку из трапиков перед передними колёсами, Олег сел за руль и ходом влетел на относительно сухой холм. В тот момент я, если честно, побоялась испортить наши долгие старания, поэтому доверила это своему более опытному штурману. После мы быстро все запихнули обратно в багажник, я снова села за руль и оставшийся километр до КП1 мы каким-то чудом на четвёртой пониженной передаче на полном газу виляя то одним боком, то другим вкатились в ворота КП. Там судья нас обрадовал, что на этом сегодняшняя гонка закончена и мы направились в бивуак по асфальту, периодически попадая в жуткий ливень. Итог дня - потерянные 40мин на раскопки и бесценный опыт, что в дождь в этих краях лучше ехать по дороге, как бы ужасно она не выглядела. И, несмотря ни на что, мы пока сохраняем лидерство в зачете Т2. Сегодня особый респект моему мужественному штурману Олегу Уперенко, за его профессионализм, помощь, за то что делится своим опытом и за его очень грамотные наставления.
День шестой. Прорыв!
На сегодня это самый мой забористый спец участок в 366км. С самого старта взяла хороший темп по извилистым и кочкастым песчаным дорожкам. Пришлось очень активно работать рулем, педалями и коробкой, так что уже через несколько минут с меня ручьём начал стекать пот, будто я оказалась в душе. На этой гонке я для себя поняла, что мне нравятся и неплохо удаются медленные, разбитые, техничные куски, а вот на ходовых дорожках я пока немного проигрываю. Так что теперь потихоньку начинаю мечтать о серьезных тренировках в классическом ралли. Механики на сегодня поставили новую грязевую резину bfgoodrich mud и с первых же метров я почувствовала, что на ней едется гораздо уверенней, но не смотря на это, мы с моим штурманом решили не рисковать и спустить колеса перед выездом в пески большого брата (самый большой Астраханский бархан) с 2х атмосфер до 1,2. На то чтобы сдуться и накачаться после ушло около 5-7 минут и, в целом, как показало состояние песка это было не так уж необходимо, но тактика есть тактика и мы решили ее придерживаться. Все пески проскочили «на ура», в одном месте я жестковато свалилась с дюнетты и ударила Бегемотика бампером об песок, но на дальнейшую скорость это не повлияло. Заключительная треть СУ была ходовая и интересная, но я почувствовала странную реакцию задней подвески и немного сбавила темп перед финишем. Оказалось потом, что на одной из жестких кочек мы оторвали один задний амортизатор. В итоге, сегодня приехали с неплохим временем и немного увеличили разрыв со вторым местом продолжая занимать лидирующую позицию в классе. Завтра нас ждёт длинный СУ в 444км до Волгограда. Надеюсь, обойдётся без болот.
День седьмой. Что-то пошло не так.
Что-то сегодня пошло не так. Со старта первые 150км были мои любимые песчаные кочкарные тропы где я держала неплохой темп. Мы бодро перемахнули через непростую песочницу, где застрял Акира Миура (победитель Дакара в зачете Т2) и ничто не предвещало... на появившихся после этого скоростных дорогах мне пришлось немного сбавить скорость из-за того, что вместо вчерашнего спортивного утерянного амортизатора механикам пришлось поставить стандартный и Бегемотика существенно разматывало на кочках и в поворотах. За счёт этого нас нагнал стартовавший прямо за нами китайский экипаж. Мы их пропустили вперёд и так за ними ехали не упуская из виду. В одном из непростых навигационных кусков стали обгонять медленные багги и в пыли не заметили развилку на которой надо было уйди правее. Когда поняли свою ошибку, то было уже поздно. Так как я тоже отчасти и штурман в своей мотоциклетной жизни, то тут решали ребус совместно с Олегом и это было очень увлекательно. В итоге, вернулись в канал через 20 минут и я принялась нагонять потерянное время. Темп был очень неплохой, но за 50км до финиша я вдруг почувствовала странное поведение переднего левого колеса. Мне показалось, что оно подспустило и поэтому неприятно рыскает. Мы остановились, Олег выбежал посмотреть и увидев издалека нормально накаченную покрышку прыгнул обратно в машину. Ещё через пару километров я услышала конкретный жесткий стук, после чего мы остановились и с ужасом обнаружили, что три из пяти шпилек колеса сорваны и оно еле держится на оставшихся двух. Благодаря профессиональным действиям Олега ремонт занял относительно небольшое количество времени, но ехать дальше в боевом режиме на двух шпильках мы уже не могли. Оставшиеся 40км докатывались со скоростью не больше 50км/ч. Как потом выяснили механики на бивуаке, причины были две и одна дополняла другую. Во-первых, на ступице с внешней стороны были обнаружены еле заметные точки от сварки в местах крепления шпилек которые, видимо, были сделаны чужими механиками которые обслуживали машину в предыдущие годы. В связи с этим между ступицей и тормозным диском не было плотного равномерного прилегания. А во-вторых, сегодня скоростные куски регулярно прерывались огромными лужами и от резкой разницы температур также происходило ослабление гаек. Одним словом, такое спрогнозировать никто не мог. Сегодня мы проиграли уйму времени и скатились на второе место в зачете, но это ралли рейд, тут каждый день что-то происходит. Кому-то везёт, кому-то не очень. Главное, что мы сами, на своих четырёх колёсах смогли добраться до финиша, а это уже маленькая победа! Завтра новый и не менее простой день, а до финиша ещё целых два СУ и это значит, что я буду биться до последних метров трассы и так просто не сдамся.
День восьмой. Такого поворота никто не ожидал.
Как я писала в самом начале, в сжатые сроки перед Шелковым Путём нам пришлось отдать родные «мозги» Бегемота в перепрошивку после которой у нас, к сожалению, не было времени их как следует протестировать. С первого дня стало ясно, что машинка работает не совсем корректно по оборотам и в каждой песочнице температура предательски поднималась, но так как перепрограммировать мозг в полевых условиях не представлялось возможным, то мы ехали как ехалось. Сегодня утром с первых метров мне сразу не понравилось поведение мотора, он явно не тянул, а когда въехали в песочницу мгновенно нагрелся, мы остановились и из под капота лился антифриз. Мы подождали около 20ти минут, долили воды, завели мотор и проехали ещё метров 700, после чего двигатель замолк насовсем. Олег выбежал посмотреть, что там случилось под капотом и через несколько секунд уже стоял у моей двери. Его выражение лица я запомню на всю жизнь, эта немая сцена напоминала кадры из фильма, когда врач хочет сообщить близким родственникам, что его пациент умер. Мне даже показалось, что на несколько секунд мой внутренний моторчик тоже остановился, к горлу подступил ком и слезы предательски покатились по щекам. Во и со мной это случилось, первый в карьере сход в большой гонке. Сказать, что я расстроена это ничего не сказать. Вся команда сделала максимум, чтобы Бегемотик добрался до финиша, но есть вещи, которые зависят не только от нас. Я не знаю когда у меня ещё будет возможность принять участие в гонке на автомобиле, но то что я теперь знаю точно, так это то, что автогонки меня зацепили и я хочу проехать гонку на результат от старта до финиша. Спасибо всем огромное за такую мощную поддержку, а особенное спасибо TEAM TOYOTA RUSSIA за то, что предоставили возможность стать частью этого большого приключения и проявить свои способности на четырёх колёсах.
Эпилог.
Сейчас, после гонки, когда страсти улеглись и эмоции утихли, мы с командой провели анализ произошедшего и, как это ни странно, я с полной ответственностью заявляю, что Toyota Land Cruiser 200 очень выносливый автомобиль. После вскрытия мотора, оказалось, что предыдущие механики были на столько криворуки, что мало того, что собрали весь мотор на герметик, который забил все возможные охлаждающие каналы, так еще и обманули нас рассказывая про "новый мотор". Вкладыши коленвала были синюшние, а зазоры такие, что вам в самом страшном сне не виделось. И не смотря на все это Бегемот вынес 5 полноценных гоночных дней и не просто так, а лидируя в своем классе и занимая 7ю позицию в общем зачете внедорожников. Я надеюсь, что у нас еще будет возможность снова выйти на старт, но уже для того, чтобы обязательно добраться до финиша и показать все, на что мы способны!