Римская империя, 66 год н.э.
У Конфуция в его "Суждениях и беседах" есть следующий параграф: «Когда в государстве царил закон, то Нин У-цзы был умен, а когда в государстве пошли беспорядки, он оказался глупым. С умом его можно поравняться, но с глупостью – нельзя!» В переводе на понятный русский это будет звучать примерно так: когда в стране царит закон и порядок, всякий может хорошо служить государству, как это делал и Нин У-цзы в правление князя Вэня, но если в государстве бардак и ужас, то не найдется дураков служить при таком дворе, и только Нин У-цзы оказался настолько глупым, что рискуя своей шкурой, пытался служить и образумить беспутного и безнравственного князя Чэня.
Вообще подобное мнение типично для древних китайцев. Если у власти яростный тиран, то нет смысла пытаться исправить ситуацию, прислуживая ему, а гораздо безопаснее и умнее просто уйти на покой.
Римский сенатор и стоик Публий Клодий Тразея Пет, хоть и не читал Конфуция, но интуитивно дошел до этой мысли сам. В правление бешеного Нерона, видя невозможность его усмирить, Тразея Пет просто отошел от дел и вообще старался поменьше появляться на каких-либо государственных мероприятиях.
Однако и Нерон не дурак был. Он обвинил Тразею Пета в... осознанном пренебрежении общественными и государственными обязанностями. Его приговорили к свободному выбору смерти.
По свидетельству Тацита, когда Тразея Пет узнал о приговоре, он вскрыл себе вены и, истекая кровью, обратился к принесшему эту злую весть квестору со следующими словами: " Мы совершаем возлияние Юпитеру Освободителю; смотри и запомни, юноша. Да сохранят тебя от этого боги, но ты родился в такую пору, когда полезно закалять дух примерами стойкости".