Найти тему
Побасенки от Монтеня

Как Нерон Конфуция "обставил" или панегирик Тразею Пету

Ф.А. Бронников. Квестор читает смертельный приговор Тразею Пету.
Ф.А. Бронников. Квестор читает смертельный приговор Тразею Пету.

Римская империя, 66 год н.э.

У Конфуция в его "Суждениях и беседах" есть следующий параграф: «Когда в государстве царил закон, то Нин У-цзы был умен, а когда в государстве пошли беспорядки, он оказался глупым. С умом его можно поравняться, но с глупостью – нельзя!» В переводе на понятный русский это будет звучать примерно так: когда в стране царит закон и порядок, всякий может хорошо служить государству, как это делал и Нин У-цзы в правление князя Вэня, но если в государстве бардак и ужас, то не найдется дураков служить при таком дворе, и только Нин У-цзы оказался настолько глупым, что рискуя своей шкурой, пытался служить и образумить беспутного и безнравственного князя Чэня.

Вообще подобное мнение типично для древних китайцев. Если у власти яростный тиран, то нет смысла пытаться исправить ситуацию, прислуживая ему, а гораздо безопаснее и умнее просто уйти на покой.

Римский сенатор и стоик Публий Клодий Тразея Пет, хоть и не читал Конфуция, но интуитивно дошел до этой мысли сам. В правление бешеного Нерона, видя невозможность его усмирить, Тразея Пет просто отошел от дел и вообще старался поменьше появляться на каких-либо государственных мероприятиях.

Однако и Нерон не дурак был. Он обвинил Тразею Пета в... осознанном пренебрежении общественными и государственными обязанностями. Его приговорили к свободному выбору смерти.

По свидетельству Тацита, когда Тразея Пет узнал о приговоре, он вскрыл себе вены и, истекая кровью, обратился к принесшему эту злую весть квестору со следующими словами: " Мы совершаем возлияние Юпитеру Освободителю; смотри и запомни, юноша. Да сохранят тебя от этого боги, но ты родился в такую пору, когда полезно закалять дух примерами стойкости".