Предприятия индустрии развлечений, организаторы спортивных мероприятий, транспортные компании заинтересованы в увеличении каналов распространения билетов, в прозрачном учете и контроле за продажами. На рынке представлено множество программных решений для этих целей, но большинство из них предполагает участие оператора в процессе реализации билетов. А это значит, что предприятию придется устанавливать обычную билетную кассу, нанимать персонал, решать другие организационные вопросы. Замена традиционных точек продаж электронными кассирами позволит автоматизировать значительную часть этих операций, минимизировать ошибки сотрудников, снизить операционные расходы.
Какие билеты может продавать электронный кассир?
Следуя за рыночными трендами, разработчики автоматических касс начали выпускать универсальные модели терминалов, рассчитанные на продажу всех видов билетов:
- в кино, театры, музеи, выставки, на концерты, фестивали;
- на спортивные мероприятия;
- авиа-, ж/д билеты, на городской транспорт, междугородние автобусы.
На аппаратном уровне решения для автоматической продажи билетов отличаются незначительно. Обычно билетные автоматы оборудованы устройствами для расчета банковскими картами, купюроприёмниками / монетоприемниками, диспенсерами карт, билетными принтерами, онлайн-кассами (в соответствии 54-ФЗ). Основные различия — в программном обеспечении и интеграции с разными билетными системами. Например, для автоматизации продажи авиабилетов требуется подключение к системе Сирена, для кино-билетов — к любой из систем: UCS Премьера, Премьер Зал, Ticket, TicketSoft, QTickets, InTickets.
Как это работает?
Решение для автоматической продажи билетов состоит из серверной части (процессинга) и сети билетных автоматов. Сервер обменивается с билетной системой данными о наличии и количестве билетов, типе билета, стоимости, выбранных местах, оплате и другой технической информацией. Архитектура системы выглядит следующим образом:
Реализация билетов возможна по нескольким сценариям:
Продажа бумажного билета на бланках строгой отчетности или с печатью билета на чеке. Посетитель приобретает билет с QR-кодом или штрих-кодом через терминал самообслуживания. Сведения об оплате передаются в билетную систему учета. При входе на мероприятие код на билете верифицирует система управления доступом в помещение (турникеты, магнитные двери), интеграция с которой реализуется в рамках проекта автоматизации. Такой сценарий используется в кинотеатрах, музеях, театрах, на выставках и других мероприятиях. Продажа электронного билета. Автомат регистрирует клиента по номеру телефона и email. После оплаты покупатель получает электронный билет с QR-кодом на смартфон. Решение подойдет для прохода на спортивные и культурные мероприятия. Продажа билетов на транспорт. Пассажир оплачивает через автомат билет с QR-кодом или штрих-кодом, который печатается на чеке. При посадке на транспорт билет проверяет водитель или контролер. В случае наличия турникетов или другой системы допуска проверка билета выполняется автоматически. Такой сценарий подойдет для перевозчиков, не работающих с транспортными картами (автобусные парки, пригородные поезда, городской транспорт).
С чего начать автоматизацию?
Перед принятием решения о внедрении автоматической системы для продажи билетов стоит ознакомиться с этапами выполнения проекта.
1. Выбор билетной системы, с которой будет взаимодействовать сервер и сеть автоматов:
- Для кинотеатров это системы UCS Премьера, Премьер Зал, Ticket, TicketSoft, QTickets, InTickets;
- Для музеев, театров, выставок — ER:Ticket, TicketSoft, QTickets, InTickets, Ticketnet, Супербилет;
- Для автобусных парков — Авибус, BusSystem;
- Для городского транспорта — информационная система Мосгортранс или аналогичная в других городах; Для продажи авиа-билетов — системы Сирена, Габриэль, Амадеус, Галилео, Старт;
- Для продажи ж/д билетов требуется подключение к системе АСУ «Экспресс».
2. Составление технического задания по набору функций программного обеспечения и терминала.
3. Разработка программного обеспечения по техническим требованиям.
4. Сборка оборудования.
5. Тестирование и отладка комплекса самообслуживания.
Весь процесс занимает от 1-го до 2-х месяцев в зависимости от сложности технического задания.
Трудности внедрения и пути их решения
Проблемы в ходе проекта возникают, как правило, из-за того, что неопытные клиенты приобретают программное обеспечение в одном месте, а оборудование — в другом. На рынке есть компании, которые занимаются только разработкой софта. Купив у них ПО, заказчик вынужден искать поставщика терминалов. Далее при установке системы на месте возникают ошибки во взаимодействии оборудования и софта, которые не всегда разрешимы. Разработчики ПО обычно не гарантируют полноценную работу своего продукта со всеми представленными на рынке моделями терминалов. Чтобы избежать подобных ситуаций, имеет смысл заказывать комплексное решение в компании, которая поставляет оборудование вместе с софтом и затем тестирует работающую систему на месте, чтобы убедиться в ее бесперебойной работе.
Источник - https://kiosks.ru/index.php/avtomatizirovannaya-prodazha-biletov-na-koncerty-v-kino-na-transport/