Найти в Дзене
Les Livres

4 особенных книги в эту осень

Меня окружает стужа – та самая первая стужа настоящей нахмуренной осени, когда хрустящее золото листвы смешивается с тёмно-серой тяжестью туч. Мы ещё не привыкли к зябкому утру, позднему рассвету, резким ветрам, застывшим пальцам, которые пытаемся согреть в складках шарфа. И в это время, когда надо уже, наконец, привыкнуть одеваться теплее, мне хочется закалить себя чтением мрачно-серьёзных необычностей. Если у вас такое же настроение, если вы хотите укрепить свой дух погружением в книгу "не на один вечер", избавиться от меланхолии и угрозы впасть в спячку, осмелюсь предложить вам свой вариант осеннего "листка читателя".

Томас Манн, "Волшебная гора"

Конечно же, открываем список с философского романа немецкого писателя – серьёзность, возведённая в двойную степень! Тем, кто читал "Три товарища" и "Жизнь взаймы" Ремарка, атмосфера покажется знакомой: опять сцены из "жизни наверху", то есть из санатория для больных туберкулёзом где-то в Альпах. Воистину, у этих людей иная жизнь. Вместе они делают единственно для них возможное – организуют свой микромир, и в этом "микро" отчётливо видны стороны самосознания людей из той эпохи. Наблюдающий со стороны глядит в зеркало действительности, и впервые повседневная суета не сбивает с толку, не рассеивает внимание. Пожалуй, это может и напугать – а вдруг увидишь страшные, неприкрытые истины?

Марсель Пруст, "В поисках утраченного времени"

Будем честны с самого начала: одной осени для этого magnum opus не хватит (а если хватит, я вам аплодирую и смотрю с восхищением). Потеря драгоценного времени – моя боль ещё с ранних лет, ну и одна из главных проблем человечества, поэтому поискам сего невосполнимого и уникального жизненного ресурса французский писатель посвящает семь романов. Я вижу это грандиозное произведение как невероятное, захватывающие, изматывающие исследование... Что может ждать там, в тысячах страницах, восторженного и робеющего читателя? Как только не трактовался жанр "Поисков": психологическая эпопея (Томас Манн), роман-симфония (Андре Моруа), роман-собор (Клод Мориак), роман-река (Жан Кокто), роман-ансамбль (Поль де Ман) и проч., проч. Нам предстоит встретить 2500 вымышленных персонажей и реальных людей (как тебе такое число, Джордж Мартин?) и посетить званые обеды и вечерние приёмы с размахом на сотни страниц. Похоже, что чтение этой серии романов соизмеримо разве что с кругосветным путешествием.

Габриэль Гарсиа Маркес, "Палая листва"

Так как семь романов скорее годятся для читательской пятилетки, рассмотрим более щадящий вариант – повесть колумбийского писателя, чьё имя у многих на слуху. У "Палой листвы" есть нечто общее с теми самыми "Сто лет одиночества": здесь так же меняются поколения, и меняются они в той же деревне Макондо. Смерть, одиночество, война будут рассказаны от единого лица трёх повествующих – ну что ж, вперёд, к приключениям раздробленного сознания!

Дафна Дюморье, "Ребекка"

В компании вдумчивого немца, блистательного француза и загадочного колумбийца не хватает изящной английской леди, писавшей в жанре психологического триллера. Именно Дюморье подарила Альфреду Хичкоку два сюжета для фильмов "Ребекка" и "Птицы". И пусть название "Ребекка" не смущает вас схожестью с названиями любовных романов – это классический детектив (который считается одним из лучших) с молчаливым вдовцом, роскошным поместьем, заговором и духом прошлого. Я влюблена в детективы Агаты Кристи и уверена, что женщинам особенно хорошо удаётся создавать интриги и держать читателя в напряжении. Думаю, что прекрасная Дафна в очередной раз подтвердит мои слова.

P. S. Мой список к прочтению вновь доказал, что числовой ряд бесконечен. Осталось лишь решить небольшую проблему: как научиться выживать без сна? На это времени совсем не остаётся...