Найти тему
История и истории

«Вертлюг с сиянием»: как греческий огонь применяли в сухопутных битвах

Оглавление

Широко известно о применении греческого огня во время морских сражений. Быстроходные византийские дромоны с установленными на носу медными трубами подлетали к неприятельскому флоту и с дьявольским свистом обливали вражеские корабли языками пламени. Это описано и даже проиллюстрировано в источниках, например в знаменитой хронике Иоанна Скилицы.

Применение греческого огня в морском сражении. Иллюстрация из хроники Иоанна Скилицы.
Применение греческого огня в морском сражении. Иллюстрация из хроники Иоанна Скилицы.

Однако, по всей видимости, греческий огонь применялся и в сухопутных сражениях. Мало того, в середине X века к войскам были прикреплены специальные "батальоны" артиллеристов и огнеметчиков. Их описание мы находим в одном фрагменте военного трактата "Стратегика", принадлежащего перу императора Никифора II Фоки (правил с 963 по 969 год).

"Следует же командиру армии иметь и маленькие хироманганы, три элакатии, вертлюг с сиянием и ручные сифоны, - пишет автор трактата, - чтобы если неприятель будет использовать подобный и равный по численности отряд, то посредством хироманганов и посредством изготовленного текучего огня наши отряды оказались сильнее супостатов и разбили их".*

В этом фрагменте очевидно далеко не всё. Специалист по военной истории Александр Нефёдкин попытался объяснить значение загадочных терминов. По его мнению, хироманганы - это ничто иное, как ручные одноплечные камнеметы, возможно, приспособленные для метания не только камней, но и сосудов с греческим огнем. Элакатии также имеют отношение к камнеметам, только размером они гораздо больше хироманганов. Недаром на всю армию полагается всего три такие штуковины. По всей видимости, элакатии - это установленные на повозках баллисты, способные поворачиваться вокруг своей оси. Снарядами для них могли служить либо камни, либо стрелы. Орудие с романтическим названием "вертлюг с сиянием" более понятно. Скорее всего, имеется в виду ствол с соответствующими приспособлениями, в первую очередь сифоном, для метания греческого огня. Так же не вызывают вопросов ручные сифоны - это своего рода персональные огнеметы.

Бой у стен Константинополя с применением греческого огня. Современный рисунок.
Бой у стен Константинополя с применением греческого огня. Современный рисунок.

Было бы интересно почитать о боевом применении такого "артиллерийского спецназа" и, в частности, мобильных подразделений ромейских огнеметчиков в сухопутных сражениях. Или, например, послушать рассказ о том как "вертлюг с сиянием" прокладывал дорожки в боевых порядках аргивян, то есть арабов, расчищая почву для удара тяжелой конницы - клибанофоров. Подозреваю, что факты такие были, учитывая, что Никифор Фока воевал на протяжении всего своего правления, воплощая в жизнь тезисы своей "Стратегики". Однако подобных описаний в источниках до нас не дошло. О фактах применения греческого огня на суше говорят нам только несколько картинок в рукописях, в том числе древнерусских. А самая старая иллюстрация содержится в анонимном труде IX или X века Parangelmata Poliorcetica. На ней изображен воин с ручным сифоном, выбрасывающим греческий огонь во время осады крепости.

Византийский боец орудует огнеметом, стоя на осадной башне. Из рукописи Parangelmata Poliorcetica.
Византийский боец орудует огнеметом, стоя на осадной башне. Из рукописи Parangelmata Poliorcetica.

И еще несколько слов о ручном сифоне. Если рецепт греческого огня был придуман еще в VII веке при императоре Константине IV Погонате и тогда же сифоны с медными трубами начали устанавливаться на кораблях, то ручной византийский огнемет - изобретение гораздо более позднее. Впервые он упоминается в "Тактике" императора Льва VI в начале Х века.

"Следует применять и другой метод метания огня - ручным способом, с использованием малых сифонов, применяемых стратиотами из-за железных щитов, - сообщает Лев. - Эти сифоны, именуемые ручными, изобретены совсем недавно нашим императорским величеством. Они мечут искусственный огонь в лицо врагам".**

Обратите внимание, что в роли Архимеда - сам император. Талант!

* - перевод А.К. Нефёдкина.

** - перевод В.В. Кучмы.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Катафракты — «тяжелые танки» Византии
Чудовище с бронзовой пастью: самый громкий эпизод осады Константинополя