Найти тему
Pod | Gorod

Посетили уникальный, забытый советский спецобъект, построенный в скальной выработке

Щелчок —  и тусклый свет старого лампового фонаря осветил бетонный портал спецобъекта. Фонарь еле светил, но в этом был и определённый плюс — ведь кто знает, спит ли ВОХР на вышках или бодро охраняет секреты Родины. Погас…*щёлк-щёлк-щёлк*…

— Да твою ж мать!

Пара ударов по батарейному отсеку привела фонарь в чувство. Но надолго ли? В любом случае, возвращаться бы мужчина не стал – слишком долго он ждал этой возможности и слишком велик был риск. Сейчас, казалось бы, самое время погрузиться в воспоминания, но вероятность услышать крик: «СТОЙ! СТРЕЛЯТЬ БУДУ!», – росла с каждой секундой. Наш герой решил не испытывать судьбу. Натоптанная ко входу тропинка лишний раз намекала, что нежеланная встреча возможна, поэтому мужчина решил не задерживаться у порталов. Он знал, что внутри его уже давно ждут.

-2

Объект поприветствовал его капелью. Когда-то каждый строитель на этой площадке знал нашего героя если не в лицо, то хотя бы его фамилию. Она встречалась везде: не только на бумагах, напечатанная на машинке, но и на всей технике и электрощитках белой масляной краской было выведено: «Ответственный – Рубин». С тех пор много воды утекло. Страна-заказчик перестала существовать, и осталось ли кому-то дело до завершения спецобъекта? Подумал ли кто о вложенных ресурсах и труде строителей, пропавшем зря? Вопросы скорее риторические. Кто-то из начальства, конечно, обещал сегодня-завтра выдать зарплату и продолжить стройку, а некто со звездами на погонах клялся, что этот стратегический объект важен для страны и финансирование скоро возобновится. Шли дни, месяцы, годы. Обещания забылись, сменились дававшие их люди, страна, время…

-3

Строительную организацию расформировали, объект законсервировали, оборудование демонтировали. Грунтовые воды не заставили себя долго ждать, да и порода в необделанных участках местами начала обваливаться. Судьбы сотрудников разрушились еще быстрее: сотни людей в один момент оказались на улице, и каждый из них на своей шкуре прочувствовал суровость девяностых. Рубин до сих пор с содроганием вспоминал, как из высококлассного специалиста, к которому прислушивалось начальство, которого уважали подчиненные, он превратился в одного из миллионов голодных ртов, готовых хвататься за любую работу. Как жена варила суп из нескольких картошин и луковицы на всю семью. Как в одну ночь сгорели деньги на банковском счету, отложенные на квартиру дочери. Как рухнул тот мир, который он и миллионы его сограждан строили. Постепенно дела стали налаживаться, но с тех пор Рубин так и ощущал себя будто потерянным. Он мысленно проводил параллель между собой и своим последним детищем: великие цели, для которых их создали и готовили, потеряли значимость, в современном мире им не было места, их накормили обещаниями и бросили. Возможно, спустя годы власти будут сожалеть о потере такого места, но единственное, на что они готовы были пойти сейчас – это заварить входные гермоворота и оцепить территорию периметром.

Сам он не слишком любил свою работу – да и прямо скажем, кому по сердцу будет тяжелый и опасный труд в суровых условиях. Но именно под землей он в последний раз чувствовал себя по-настоящему значимым и нужным, здесь ощущал дружеское плечо и единство цели. Утраченные эмоции окрасили темные и сырые своды сооружения в ностальгические краски. Для Рубина же это место было нечто большим, чем просто бетон и металлоизол. Он отдал ему несколько лет жизни, видел его рождение и смерть, всё это фактически строилось его руками. Этот объект стал для спецстроевца лебединой песней, оборванной на полуслове. И он вернулся, чтобы еще раз взглянуть на свое умирающее детище, в которое вложил столько сил.

-4

Рубин спешно скрылся в спуск за воротами, о масштабе которых напоминал дверной проём справа, и быстро устремился во мрак тоннеля.

-5

Оказавшись внутри, Рубин вытащил из чехла старенький «Зенит», повесил его на шею и сделал кадр снизу, на пути ко входу в основной тоннель.

-6

Соединение с основным тоннелем было окутано туманом из-за высокой влажности, но и тут «Зенит» не подвёл.

-7

Направо вела полностью затопленная часть тоннеля, оканчивавшегося тупиком.

-8

Налево же уходило его продолжение, тоже подтопленное, зато ведшее к бывшему рабочему участку Рубина.  Выбор был очевиден: наш герой по колено в воде отправился по тоннелю к относительно достроенным блокам.

-9

От холода буквально сводило ноги, но спустя метров пятьдесят уровень стал значительно ниже: можно было спокойно идти в сапогах.

Вскоре вода и вовсе пропала, чему Рубин не мог не обрадоваться, тем более что у этого ответвления начинался его участок…

-11

«Ответственный — Рубин»!

-12

Вид в сторону порталов. Ответвление тупиковое, в необделанном участке свода видно нераскрытый ствол.

-13

Вероятнее всего, здесь планировались системы вентиляции и/или ДЭС. Столько лет прошло, уже точно и не вспомнишь…

Кадр со стороны тупика, вид на ствол и соединение с основным тоннелем.

-15

Осмотрев свой участок, спецстроевец продолжил двигаться вглубь объекта.

-16

Метров через 150 показалось ещё одно ответвление.

-17

На этом участке находился «Блок 3-а». Здесь уже был другой ответственный, поэтому Рубин в своё время редко здесь бывал.

-18

— Помнится, там был портал… — сказал он и свернул влево.

-19

Раньше излишнее любопытство на подобных стройках не приветствовалось, да никто и не проявлял особого интереса. Но и сейчас нашего героя не покидала мысль, что его вот-вот окликнет охрана во время обхода…

-20

Память не подвела, тоннель действительно уходил дальше предыдущего тупикового. Для чего планировался этот участок? Ещё один ствол? Задел под очередной блок? Даже Рубин мог только предполагать.

-21

В конце концов выработка привела его к очередному порталу. Вид в сторону основного сооружения.

-22

В отличие от остальных четырех входов, рассчитанных на проезд техники и установку крупных гермоворот, у этого были обычные гермодвери, так как он предназначался для людей.

-23

Но на этом ответвлении объект не заканчивается. В общей сложности основной тоннель имеет длину несколько сотен метров.

-24

Достроенный участок уперся в проём, в котором раньше стояли гермоворота – сейчас Рубин их уже не застал.

-25

Небольшой «кусок» ворот видно с края проёма. Глубина воды чуть ли не по пояс, поэтому подходить ближе наш герой не стал.

-26

Наконец, он добрался к последнему порталу объекта, на котором также сохранились остатки гермоворот. Несмотря на раннее утро, территория за порталом выглядела весьма оживленно. Спецстроевец решил возвращаться: еле работающий фонарь мог в любой момент выключиться, а предстоял еще путь назад.

-27

Уже стоя у выхода, Рубин долго не решался показываться наружу, осматривая дорогу, вышки и находящееся рядом с КПП здание. Вроде всё чисто – и, мысленно попрощавшись с объектом, он направился к периметру. Пожелаем же ему удачи.