Найти в Дзене
Vanitas

Стендаль «О любви»

«Любовь — восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти» О любви. Предмет настолько обширен, что любой из вариантов начала его рассмотрения кажется нелепым, но в этом и спасение – любой из них одинаково хорош. Как браться за такую работу? – анализировать, разбирать по кусочкам то чувство, состояние, период, явление – которое податливо подобному исследованию, как бездонная яма, как губка – сожми её, отточи и собери тезисы, а потом отпусти и посмотри со стороны – она разбухнет, а полученные ответы нисколько не уменьшат количество вопросов. Пытаться делать это – значит, обладать большой смелостью, уверенностью в своих силах, или, по крайней мере, безграничным терпением и целеустремлённостью. По-видимому, Стендаль, а, точнее, обладатель этого псевдонима Анри Бейль, этими качествами обладал, но даже он сам отмечал чрезвычайную трудность такой работы. Книга сложна, как по своей структуре, содержащей в себе авторский вариант теоретизации отд
«Любовь — восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти»
Мари-Анри Бейль, известный под псевдонимом "Стендаль"
Мари-Анри Бейль, известный под псевдонимом "Стендаль"

О любви. Предмет настолько обширен, что любой из вариантов начала его рассмотрения кажется нелепым, но в этом и спасение – любой из них одинаково хорош. Как браться за такую работу? – анализировать, разбирать по кусочкам то чувство, состояние, период, явление – которое податливо подобному исследованию, как бездонная яма, как губка – сожми её, отточи и собери тезисы, а потом отпусти и посмотри со стороны – она разбухнет, а полученные ответы нисколько не уменьшат количество вопросов. Пытаться делать это – значит, обладать большой смелостью, уверенностью в своих силах, или, по крайней мере, безграничным терпением и целеустремлённостью. По-видимому, Стендаль, а, точнее, обладатель этого псевдонима Анри Бейль, этими качествами обладал, но даже он сам отмечал чрезвычайную трудность такой работы.

Книга сложна, как по своей структуре, содержащей в себе авторский вариант теоретизации отдельных аспектов любви, описание эмпирических сведений, как чужих, так и собственных, логические цепочки, имеющие целью объяснить разнообразие проявлений предмета у разных же народов, так и по стилю изложения, витиеватому и «отрывистому», следующему за живым ходом мысли. Ещё одна особенность в том, что изобилие отсылок к проявлениям описанного в действительности убеждает, но не даёт в отдельных местах, посвящённых теоретическим конструктам, в полной мере перенести авторскую мысль на собственную картину мировосприятия. Решение в данном случае, кроется, по всей видимости, в необходимо большем объёме жизненного опыта любви, либо же в знакомстве с многочисленными источниками, на которые Стендаль ссылается на протяжении всего трактата. К слову, эрудиция автора поражает, а «концентрация эпохи» в самой книге позволяет считать её одним из наиболее исчерпывающих способов ознакомления со нравами того времени несмотря на то, что хронологические рамки рассматриваемых проявлений любви отнюдь не узки.

Впечатления трактат оставляет смешанные: читая, ты знакомишься со множеством разной степени яркости альтернатив реализации любви, её осуществления, от умилительных до ужасающих, примеры эти, наряду с авторскими рассуждениями, складывают в голове определённые образы, детали одного пазла, но чем больше их набирается, тем меньше уверенности, что головоломка эта имеет границы и может быть собрана в принципе. Чувство принимает слишком большое число различных возможных форм, а причины тех или иных характеристик любой из них слишком вариативны, и историческая случайность, наряду со случайностью иной, локальной – лично человеческой, оставляет здесь мало шансов на формулировку каких-либо законов, которые смешно было бы назвать непреложными.

Что же в итоге? Верным видится в этом свете только одно: любовь велика, велика невообразимо и неизбежно, независимо от причин её, от сути её происхождения и, что представляется критическим – зачастую независимо от собственного отношения человека к этой форме бытия.

Книга идеально сочетается: с желанием разобраться и отсутствием страха запутаться ещё больше.

Эту и другие рецензии, а также множество иного интересного вы можете увидеть здесь

Приятного чтения!