В западной культуре часто встречается мотив тайного сада, спрятанного от посторонних глаз и мирских тревог. Сады манят художников и писателей: возвращение в потерянный рай, воссоедениение с природой, символизм цветов и растений. Позднее творцы будут искать в садах вдохновения и возвращения в беззаботное детство: вспомните сад, в который пыталась попасть Алиса и "Таинственный сад" Бёрнет.
В эпоху же средневековья и ренессанса сады были тесно связаны с религиозной тематикой. Коме очевидной параллели с Эдемом, они были одним из символов Девы Марии (hortus conclusus). Сад указывает на девственность Марии, когда становится местом действия Благовещенья. Часто в саду находится Дева Мария с единорогом или Дева Мария с Младенцем, возможно, в окружении роз.
Монастырские сады
Сады начинают распространятся по средневековой Европе вместе с монастырями. Паломникам после долгих странствий необходима была медицинская помощь, поэтому без огорода лекарственных трав было не обойтись. Выращивали также и дурманящие растения, которым приписывались мистические свойства, их использовали в обрядах исцеления еще с античности.
Напимер, аббатство Райхенау, находившееся под покровительством Оттона I и II, было широко известно не только благодаря своему стратегическому положению между Германией и Италией, а также великолепным миниатюрам, но и трудотерапией. Монахи служили Господу, переписывали кодексы и обязательно работали в саду, плодами которого часто торговали с соседними поселениями для того, чтобы поддерживать жизнь аббатства. Такова была монастырская жизнь позднего средневековья.
Коллекционные сады
Светские же сады как место отдыха появляются не раньше тринадцатого века.
Растения начинают коллекционировать. Их привозят из крестовых походов, пробуют составлять первые средневековые ботанические энциклопедии.
Это увлечение приводит к появлению коллекционных садов, где росли не только целебные травы, но и редкие ядовитые, пряные растения. Такие сады были небольшими, представляли собой десяток аккуратных геометрических грядок.
Коллекционные сады стали прародителями ботанических садов, по которым и мы с вами любим прогуляться. Их расцвет последовал за эпохой Великих Географических открытий.
Прорыв в научной мысли
Авторитет античных авторов сильно пошатнулся. Аристотель писал, что экваториальная зона слишком жаркая для любой формы жизни, но португальцы успешно обогнули Африку. В знаменитой карте Птолемея не было ни намека на Америку. Плиний в своей "Естественной истории" не упоминал ламу, а Гиппократ не знал о существовании сифилиса.
Разногласий с христианством оказлось не меньше. Нужно было пересмотреть большинство теологических теорий о устройстве мира. Например, классическое средевековое представление о мире как о распятии (три стороны света - три стороны т-образного креста).
Три вообще было идеальным числом, как троица, например. А что делать с четвертым континентом? Было три волхва со каждой стороны света, а теперь нужно добавлять четвертого?
Одним словом, открытие Нового Света стало не только поворотным моментом в политической истории, но и дало такой необходимый толчок науке, зашедшей в тупик. Само устройство мира стояло под вопросом, и люди принялись искать новые ответы на вечные вопросы, не ограничивая свою любознательность церковными догмами и античными авторитетами.
Эта волнующая атмосфера неизведанного, скрывающего тайные богатства, побудила самых смелых мечтателей и исседователей поднять паруса. На бортах каравелл и каракк перевозили не только вооруженных завоевателей и драгоценные товары, но и ученых, которые в экспедииях детально описывали и зарисовывали природу новых земель.
Появление первых ботанических садов
Экзотические растения и виды животных стали привозить в Старый свет. Так центром исследований и каталогизации теперь становятся университеты: при Падуанском, Лейденском и Оксфордском университетах открываются первые ботанические сады.
Они были строго квадратными, по углу на каждый известный континет: Европу, Азию, Африку, Америку. Каждая сторона была в свою очередь разделена на симметричные зоны и грядки.
Такие сады были живыми энциклопедиями, разделенными на страницы, параграфы и главы. Они стали началом современной науки с ее методичным подходом к наблюдению, детальному описанию и эксперименту.
Источники:
John Prest. "The Garden of Eden. The Botanic Garden and the Re-Creation of Paradise". (Схемы садов)
Rose-Marie & Rainer Hagen. "15th Century Paintings"
https://en.wikipedia.org/wiki/Hortus_conclusus
https://www.researchgate.net/publication/289307799_THE_SYMBOLISM_OF_GARDEN_AND_ORCHARD_PLANTS_AND_THEIR_REPRESENTATION_IN_PAINTINGS_I
https://lektsii.com/2-15481.html