Я давно сбилась со счета, сколько раз смотрела этот фильм. "Дом солнца" - кино Г. Сукачева по повести И. Охлобыстина "Дом восходящего солнца". За что я так люблю сие творение? Словами объяснить поистине трудно. Надо видеть.
"Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь". И если в фильме эта песня не звучала, то строчка вполне могла бы стать эпиграфом.
Не словами, не сценарным текстом, не глубокими монологами режиссеру удалось передать немыслимую красоту молодости. Солнечными бликами на юных лицах героев. Звенящую мимолетность самых прекрасных мгновений в их короткой жизни. И то, как хрупка эта жизнь.
Экранизация образа жизни советских хиппи - дело тонкое. Да, во многих моментах фильм наивен, расстановка персонажей прямолинейна (милые волосатики и жестокие кагэбэшники и солдаты, последние безжалостно бьют первых), трактовка советской действительности зачастую предвзята. "Правильный" жених карикатурно скучен - а как еще противопоставить его лидеру хиппи - свободному телом и душой Солнцу (С. Рядинский) ?
И то, что в Солнце по уши влюбляется хорошая девочка, дочь партработника Саша (С. Иванова) и "пропадает" - ну как же иначе? Как же не сбежать с ним со скучной поездки в Болгарию под строгим взором Цербера-экскурсовода в отчаянное путешествие на поезде "зайцами", как не отстать от поезда и не открыть потом случайно "свое" море, внезапно залившее юную душу до краев безбрежной синей мечтой?
Для меня все шероховатости сюжетных ходов вдоволь скрашены потрясающим ощущением свободы и легкости, которыми фильм буквально пронизан.
Вот мы весело шагаем с Сашей на сейшн. Одно то, как весело прыгает ее хвостик при движении, уже передает весь вихрь эмоций влюбленной девочки. Которая открывает для себя новый, удивительный, а главное, запретный мир и находит в нем друзей будто с другой планеты.
Вот мы, сбежав от злобных милиционеров, "хиппуем" на пшеничном поле. Дарья Мороз здесь потрясающа, на мой взгляд, одна из ее лучших ролей. Веселая, отчаянная, чуточку сумасшедшая.
Герои молоды и безбашенны, их никто и ничто не связывает, они живут одним днем, да что там, одной минутой. Но как это заражает и заводит зрителя! Сказка о том, чего не бывает с обычными людьми в серых городах, но сколь она притягательна!
А вот мы на склонах Крымских холмов в маленькой хижине, ставшей для двоих микрокосмом.
Вообще, операторская работа потрясающа. Игра солнечных бликов на рассвете в хижине удивительно тонко передает летящую секунду любовного таинства, лучшую в жизни, плавно переливающуюся в вечность.
Все это сопровождается музыкой, запретными рок-хитами 70-х и не только ими. Саунтрек здесь вообще стоит воспринимать как отдельно живущее, но весьма органично вплетенное действующее лицо. Каждая мелодия будто договаривает за персонажей то, что они не смогли выразить словами.
И пусть финал фильма трагичен и жесток. И пусть за кадром приходит осознание, что свобода порождена обреченностью и любимому уже никто и ничто не нужен, даже ты, мнящая себя единственной. И что самое прекрасное, что с тобой когда-либо происходило, обрывается и вмиг становится прошлым без единого шанса повториться. Но может в этом и ценность подобных мгновений?
"Блеснет слезой лиловый рассвет..."
Не жалеем лайков - да хранит судьба каждого щедрого читателя!
Подписываемся на канал! Рада всем!
"Звезда по имени Солнце": забытый клип на культовую песню
"Зимняя спячка": горькое одиночество в кругу семьи
Желающим забрать ребенка из школы: "Капитан Фантастик" о пользе и вреде семейного обучения