Найти тему
Skillbox

Денис Башев, DILETTANT: в дизайн можно прийти в любом возрасте

Оглавление

Как прийти в профессию и не потеряться, найти клиентов и не сойти с ума от количества правок, развиваться в любимом деле и не выгореть? Объясняет дизайнер Денис Башев.

Понять, что ты уже настоящий дизайнер, несложно. Во-первых, ты уделяешь этому занятию больше всего времени. А во-вторых, ты получаешь за работу деньги. С этого момента дизайн — твоя профессия. Так что я дизайнер уже 19 лет.

Моим первым местом работы была газета объявлений, которую бесплатно закидывали в почтовые ящики по городу.

Обычно в нашу газету приходили маленькие компании с просьбой дать объявление, вроде «Продам камаз, телефон такой-то». Я верстал его в нужный формат, — и дело сделано. Однажды главный редактор попросил меня придумать макет для рекламы мобильного оператора.

Тогда я нарисовал полную ерунду. Но сам процесс меня увлек, мне нравилось, что я могу выразить свои мысли в макете. Стало понятно, что дизайнеры могут влиять на правила игры. Я не просто исполнитель, я сам могу предложить идею и доказать, что она классная.

Иди за своими ощущениями

Как дизайнер я иду не за трендами рынка и желанием заказчика, а за своими ощущениями. Например, в прошлом году я почувствовал, что мне не хватает знаний о шрифтах. Я начал каждый день по часу в день заниматься леттерингом, хотя никто его не заказывал. Просто ощутил внутреннюю потребность в том, чтобы узнать буквы поближе. Я брал абстрактные слова — «Бродский», «вата», «горбушка», писал их, как придет в голову, делился в соцсетях тем, что выходило. И тут ко мне начали приходить клиенты с запросом на безумный шрифт, смелую надпись. Думаю, так это работает.

Сначала — твое острое желание чем-то заняться, потом — клиенты.
Логотип для книжного магазина RESPUBLICA* University
Логотип для книжного магазина RESPUBLICA* University

Копай вширь или вглубь

Ты можешь быть графическим дизайнером, специализироваться на упаковке, фирменных стилях, иллюстрации, 3D, моушн. Профессия дизайнера очень широкая.

Простой способ войти в профессию — через ту область дизайна, что популярна на рынке. Сейчас это — продуктовый дизайн. Через какую бы дверь ты не зашел в дизайн, у тебя есть время, чтобы нащупать свое.

Я потратил 19 лет, чтобы понять, что мне интереснее всего создавать логотипы.

Невзирая на моду, я все равно люблю знаки. Я копаю в одном направлении не вширь, а вглубь. Есть дизайнеры, которым интересно прыгать по вершкам и заниматься чем-то новым. Они получают кайф именно от того, что у них постоянно меняется сфера, куда они вкладывают силы: графика, веб, UX, продукт, — все это грани одной профессии.

Выбирай заказы, как друзей

На самом деле нет плохих и хороших дизайнеров. «Хорошо» и «плохо» — это оценочное суждение, которое удобно, чтобы обозначить границы того, что нравится тебе или нет. В самом дизайне, как в природе, плохо или хорошо не бывает. Например, лев — он хороший или плохой? С одной стороны, при встрече он разорвет тебя на части, и это явно плохо, но он выживает, и с этой точки зрения поступает хорошо для своего вида. Так же и дизайнер: результат его работы сильно зависит от той ситуации, в которой его творчество происходит. Дизайн — это про уместность.

Я не работаю с алкогольными брендами, табаком и не делаю лого для порносайтов и сект.

Еще я никогда не буду работать с РПЦ и со спортивными чиновниками. Это я понял после работы с Олимпийским комитетом, для которого я год ввалил на разработку 23 спортивных пиктограмм.

Логотип для телеканала «Супер»
Логотип для телеканала «Супер»

Экспериментируй

Дизайн — это не свод правил ГИБДД: сдал, и всю жизнь по ним ездишь. Устоявшиеся правила дизайна я то и дело проверяю на прочность. В последнее время я экспериментировал со временем выполнения заказа и форматом рабочего дня. Например, в какой-то момент перешел на серию быстрых спринтов — делал логотип за один день. Заранее встречался с клиентом, разбирался в его истории, собирал информацию, думал — и потом садился за стол и рисовал логотип за день.

Сейчас я работаю на территории клиента. Так смогу сделать заказ быстрее. Я заметил, что дома работаю не так эффективно, потому что отвлекаюсь. То встану за мольберт — начну писать картину, то просто полежу на полу с собакой. Не хочу, чтобы что-то отвлекало, когда мне надо работать.

К сентябрю хочу перейти в такой рабочий режим, когда у меня будет одновременно только один заказ. И я не буду брать следующий, пока не завершу текущий.

Эксперименты помогают мне осознать себя в профессии, понять ее глубже. До сих пор никто не может мне объяснить, что такое дизайн. Я и сам не могу ответить на этот вопрос. Что я делаю? Зачем я делаю? Почему? Насколько это нужно людям? И насколько мне важно, чтобы это было нужно людям? Куча вопросов.

Логотип для фабрики «Московский шелк»
Логотип для фабрики «Московский шелк»

Слушай лекции — думай сам

Лекции о дизайне — часто трата времени. Лекторы делятся информацией о том, каким должен быть дизайн и что делать дизайнеру. Но часто эта теория слишком привязана к опыту спикера и потому бесполезна.

Молодому дизайнеру приходит заказ на логотип. Он хочет приложить услышанную теорию к этой задаче, но ничего не получается. Большинство дизайнеров в этой ситуации решают, будто они делают что-то не так. Я думаю, дело скорее в том, что теория часто не имеет отношения к практике, хотя и звучит правильно. Я хочу переосмыслить теорию дизайна так, чтобы мои выводы можно было использовать на практике: не только моей, но и других дизайнеров.

Прийти в дизайн никогда не поздно

В дизайн можно прийти в любом возрасте. Профессия — небыстрая. Например, в «Макдоналдсе» ты можешь за неделю научиться мастерски готовить картошку фри. А в дизайне нужно не меньше пяти лет, чтобы разобраться с базовыми вещами. Дело пойдет быстрее, если у тебя уже есть образование, связанное с социальной деятельностью, например, если ты психолог.

Вход в профессию — легкий. Тебе нужны только компьютер, подписка на Adobe, пара шрифтов и много времени.

Дизайнер сегодня работает не с компьютером, а с людьми. Программы — это просто инструменты. Но прежде чем за них браться, дизайнеру предстоит понять человека, с которым он работает. Иначе он будет делать бесполезную работу, которую у него никто не примет.

Интересуйся происходящим

Дизайнеру мало понимать заказчика, он должен понимать все общество.

В большинстве случаев заказчик создает продукт или сервис не только для себя, но и для других. Поэтому сделать то, что понравится ему — мало. Дизайнеру нужно создать продукт, интересный тем людям, которые им будут пользоваться.

Дизайнеру важно активно жить в этом мире, выходить на улицу, а не фигачить целыми днями макеты и логотипы в четырех стенах.

Чтобы понимать общество, в котором я живу, я погружаюсь в него: если еду в такси — всегда поговорю с таксистом, если есть возможность поболтать с незнакомым человеком — поинтересуюсь его жизнью.

Когда мои дети говорят, что посмотрели крутой сериал, я смотрю эти два сезона «Мастера меча онлайн». Я не сильно увлечен аниме, но я же должен знать, что увлекает моих детей. Или, например, стал популярен русский рэп. Я сел и начал слушать. Сегодня я могу обсудить, чем отличается Хаски от Скриптонита, Face от T-Fest. Вместо того, чтобы сказать: весь русский рэп — г..., я ищу в нем то, что достойно внимания.

Фрагмент редизайна телеканала «Домашний»
Фрагмент редизайна телеканала «Домашний»

Когда взрослеешь, у тебя появляется тот самый необходимый социальный опыт, ты начинаешь понимать общество. Поэтому дизайн — профессия более зрелых людей.

Я думаю, моя профессия начинается лет с 40. Иногда смотрю на свои работы и понимаю, что они какие-то школьные, простые, несерьезные. Пока я только обозначил направление, иду по нему, но еще не выдал ничего интересного по дороге.

Услышь проблему клиента

Чтобы получить доверие клиента, нужно его как минимум услышать. Когда люди спрашивают, как у тебя дела, они скорее хотят рассказать, как дела у них, а не узнать про тебя. С потенциальным заказчиком это не работает. Дизайнеру важно не рассказывать про себя, а интересоваться тем, что происходит у клиента. Только потом дизайнеру можно рассказать о себе и о том, как он может сделать продукт или услугу клиента лучше.

Когда клиент просит об адекватных правках, я иду навстречу. Но если я слышу необоснованное «хотелось бы посмотреть еще вариантик», — то нет. Объясняю, почему сделал именно так, а не по-другому. И убеждаю принять свою версию. Если вы сделали все, как хочет заказчик, но остались недовольны, — вы вычеркнули какой-то кусок из своей жизни.

Сейчас я перехожу на почасовую оплату труда и потому становлюсь более гибким. Если клиент хочет внести правки — он больше платит. Например, если он просит изменить цвет логотипа с фиолетового на голубенький, я потрачу минут 15. Час у меня стоит 20 тысяч рублей.

Если вы начинающий дизайнер, не прячьте себя, рассказывайте о себе друзьям, в соцсетях, где угодно. Дальше жизнь вас научит. Если ты сидишь дома и думаешь: не хочу выкладывать этот стремный логотип, потому что это никому не понравится, ты не получишь стремных заказчиков, на которых мог бы вырасти до хорошего дизайна.

Я люблю свою профессию, потому что она дает ключи от закрытых дверей.

Когда я работаю на территории клиента, то могу пройтись по его производству, понять, как устроен коллектив, как отлажены бизнес-процессы, что стоит за тем или иным брендом. И это круто. Благодаря дизайну я понимаю, как устроены целые миры.

Дизайн — это не про карьерный рост. Конечная цель дизайнера — заниматься дизайном, пока не сдохнешь. Если вы хотите стать арт-директором, креативным директором или открыть свою студию — не идите работать дизайнером. Открывайте студию сразу.

Хотите узнать больше о профессии дизайнера? Получите полгода бесплатного обучения ниже по ссылке