В начале июля 2019 года мне посчастливилось принять участие в проекте Гудсёрфинга - летней полевой международной археологической школе, неподалеку от деревни Насва Псковской области.
Эта была возможность увидеть ранее незнакомый мне край, с аистами и белыми ночами, холодными ручьями и высокой некошеной травой, край который хранит в себе много неизвестных тайн древней истории.
Археологические исследования в этих местах проводятся в Ловатском участке "Пути из варяг в греки". Исследования относится к важнейшему для нашей страны периоду истории – времени становления Древнерусского государства.
Перед началом работ, наш координатор, профессор Российской академии наук, провел краткий археологический ликбез и рассказал, что в том квадрате, где мы будем копать предположительно находится какой-то древний производственный цех, где жителям поселения шили одежду на ткацком станке, украшали всевозможными ювелирными изделиями, а также изготавливали ножи и другие инструменты труда. Место хорошо сохранилось, потому что в советское время это было колхозное поле, которое засеивали картошкой раз в несколько лет по причине частых весенних паводков.
Так или иначе, мне вся эта история показалась весьма занятной и интересной. Впоследствии я так увлёкся просевом земли в поисках находок, что занятие это переросло в некий азарт и соревнование с коллегами по проекту, - такими же волонтерами как и я. А надо сказать, что на этот проект ребята приехали со многих регионов России и ближнего зарубежья(Беларусь, Эстония). День не задавался, если я не находил достаточное количество находок на месте раскопок. В голове крутился своеобразный план: найти бусинку, найти монетку, найти всплеск, найти кремень. Иногда найденные осколки глиняного горшка собирались почти в целый фрагмент посуды. Этот увлекательный пазл не давал мне покоя. Я стал рисовать в своей голове образы древних викингов, быт и обстановку в помещениях, где они жили.
Профессор по фрагментам костей определял возраст жителей этой деревни. Наш руководитель напоминал мне Шерлока Холмса, и его дедуктивный метод в анализе данных. По вечерам, после всех работ, профессор, сидя у костра с курительной трубкой, увлеченно излагал нам свои мысли о работе древних мастеров в цеху .
В первый день координатор объявил выходной, но из любопытства мне захотелось пойти на место раскопа. Ребята научили меня пользоваться геодезическим инструментом нивелиром.
Мы стали подготавливать место под раскоп и расчищать площадку, скашивая высокую траву. Сколачивали из привезенных досок укрытие от дождя, чтобы раскоп не размыло дождевой водой. Обтягивали каркас из досок тентом.
Слои снимали медленно и аккуратно. Просеивали снятый слой земли, а потом ещё дополнительно проходили с металлоискателем.
Как начиналось наше утро? Подъём в 8 утра, лёгкий завтрак(горячее молоко, мюсли, горячий чай либо кофе, кукурузные хлопья).
В 9 утра идём на место раскопа и занимаем рабочие места. Кто-то становится у сеялок, кто-то берёт в руки лопату и отмечает свой участок. Найденные предметы мы перепроверяем друг у друга и складываем в специальный лоток.
В перерывах на обед и ужин приходили в лагерь на отдых.
Также бывали получасовые перерывы на чай с пряником и походы на местную речку.
Ночью мы спали в своих палатках. В полевом лагере была возможность подзаряжать телефон от электрогенератора, ежедневно привозили питьевую воду, продукты и дрова. За валежником часто приходилось ездить в соседний лес, где тоже спрятано немало древних курганов. По вечерам все сидели у большого костра, сушились, обогревались.
Каждые выходные организовывали поездки в городскую баню.
В последние дни была экскурсия на комфортабельном автобусе по городу Великие Луки, а также в местный краеведческий музей, где мы смотрели находки прошлых лет.
На этом проекте было всё: и яркие впечатления, и языковая практика, и научное просвещение, и общение с интересными людьми, и новый опыт.
Изменилось восприятие, незаметно для себя, я погрузился в микроскопический мир находок, стал подолгу всматриваться в детали находки, пытался увидеть в бессмысленных крупицах какие либо значимые предметы старины. В какой-то степени, это способ медитации, метод перехода в другое измерение и время. Таким образом ты отвлекаешь себя от бытовых проблем и уходишь с головой в увлекательный мир археологии.
Спасибо всем организаторам проекта, и всем тем, кто помогал мне добраться к этому удивительному и загадочному месту.
Надеюсь, что в будущем место проведения археологической школы получит международную славу, а работы наших ученых получат мировое признание.