Найти тему
ИКИГАЙ

Почему стоит прекращать обижаться на других? Дельный совет от известного психолога!

Оглавление

К сожалению, все мы периодически испытываем негативные эмоции , испытываем чувство обиды, только одни чаще, другие реже, но я уверен, что мы не найдем ни одного человека, который хоть раз, да не испытал чувство обиды.

Что такое обида?

Обида — это жалость к себе и гнев к обидчику. Обида – это чувство жертвы, которое рождается, когда мы не можем адекватно отреагировать на причиненную нам боль другим человеком или группой людей

И что очень важно отметить: мы обижаемся тогда, когда удар попадает в наши самые чувствительные точки. И чем больше у нас таких точек, тем легче мы обижаемся. Среди нас часто встречаются такие люди, которые постоянно обижены на кого-нибудь или на что-нибудь.

На что мы можем обижаться? Да на всё, что угодно: на жизнь, которая не сложилась, на родителей, на детей, на близких людей, которые не понимают и не уделяют нам нужного внимания, на друзей, которые не ценят и т. д. Я не буду перечислять на что мы можем обижаться, потому что этот список будет бесконечным.

Я хочу поговорить не об этом, а о том, как они влияют на нас и что делать с ними, о том, как научиться не обижаться и никого не обижать самим!

К рождению отрицательных эмоций проводит отсутствие рассуждений. Мы часто реагируем на происходящее спонтанно, поддавшись своим чувствам и убеждениям, которые первыми появляются в нашем воображении

Например, на работе нам сделали замечание по поводу подготовленного нами документа. Первое, что мы воспринимаем - нас не оценили, не воздали по заслугам, У нас мгновенно рождается чувство обиды, и мы уже даже не в состоянии услышать объяснений руководителя по поводу допущенной нами ошибки.

А теперь попробуем на этом примере порассуждать о причинах возникновения подобных эмоций

Мнимая обида

Заметьте, что это мы сами предположили, что наш руководитель хотел нас обидеть, а человек может и не собирался наносить обиду, и вполне возможно, что даже и не заметил., что нас обидел.

Тогда почему у нас появилась обида? Потому, что мы уже сами знали, заранее предполагали, что нам могут сделать замечание, и нам его сделали! Попали в болевую точку.

Со стороны обидчика –вероятнее всего он и не собирался оценивать нас как личность, он оценивал только представленный ему документ

Со стороны обиженного – это собственная низкая оценка своей работы, неуверенность в правильности подготовленного документа, подтвержденная руководителем. И он сам связывает низкую оценку документа с собственной низкой самооценкой.

Проще говоря, мнимая обида - это обида на самого себя, в которой трудно самому себе признаться. И поэтому включается механизм защиты, мы срочно хотим себя оправдать и переносим обиду на руководителя– это он плохой, потому что он нас недооценил.

Такую обиду мы можем почувствовать и в любых других житейских ситуациях, всегда, когда мы внутренне готовы получить замечание или упрек за какие-то свои невыполненные или плохо выполненные действия.

Это может быть замечание за подгоревшую кастрюлю или непоглаженную рубашку, за игнорирование какой-нибудь просьбы и т. д. Однако, если мы попытаемся поразмышлять и проанализировать событие, вызвавшего обиду, то мы можем обнаружить, что полученная оценка нашего действия справедлива и обижаться на самом деле нам не на что.

Допустим:

  • мы плохо выполнили задание, потому что наши мысли были заняты переживаниями семейных неурядиц;
  • наша кастрюля с ужином подгорела, потому что мы забыли о ней, проболтав по телефону или зависнув на форуме в интернете;
  • мы не выполнили просьбу, потому что были увлечены другим делом или встретили друга и заскочили на полчасика в кафе выпить по чашечке кофе.

Вместо того, чтобы извиниться и признать свою вину, мы начинаем обижаться или защищаться. Однако, чтобы избегать подобных обид, естественно нужно повышать свою самооценку, повышать свой профессиональный уровень, развиваться, приобретать свою уверенность как специалиста, быть более ответственными в общении с людьми и т. д

А что можно посоветовать руководителю, чтобы не стать причиной подобных обид? Вспомнить о приемах эмпатического слушания и не спешить ставить оценку, а спросить исполнителя, как он сам оценивает свою работу.

Иногда молчание дает гораздо больший эффект, потому что этим мы лишаем человека возможности обижаться и оправдывать себя. Итак, прежде чем накручивать себя и обижаться стоит вспомнить русскую пословицу

«Больше всего люди обижаются на правду»

Возможно, нам вместо обид нужно прислушаться к замечаниям и советам и поработать над своим самосовершенствованием.