Найти в Дзене
Катя о кино

Рецензия на фильм «Чёрный клановец».

Название фильма «Черный клановец» основано на оксюмороне, который с психологической точки зрения представляет способ разрешения необъяснимой ситуации. Положение конфликта белокожего и инакого населений Америки и есть то самое абсурдное обстоятельство, которое требует немедленного урегулирования, но тянется не одну сотню лет. 

Конфликт фильма Спайка Ли построен по принципу противопоставления ультраправого движения под названием «Ку-клукс-клан» леворадикальному, «Черным пантерам». В этой экстремистской борьбе на базе обобщающей альтернативы – полиции Колорадо - расположены две взаимодополняющие единицы, главные герои фильма Рон Сталворт и Флип Циммерман. 

Сталворт – темнокожий новобранец (первый «другой» полицейский!), занимает позицию «мирного воина» за равноправие, не отождествляет себя с ярыми борцами за «черную» справедливость. В дуэте представляет активную, движущую часть – инициатор.

Циммерман – белокожий полицейский еврейского происхождения, не осознающий единство со своими корнями, существующий «по течению». В дуэте представляет пассивную сторону.

По сюжету, основанному на реальных событиях 70-х годов, Рон Сталворт телефонным звонком внедряется в «Ку-клукс-клан», а Флип Циммерман становится его белым олицетворением на личных встречах с участниками Организации «Ку-клукс-клан». Так две противоположности в игре разоблачения действий ультраправых становятся одной гармоничной личностью. 

Через собирательного Рона Сталворта (да, новобранец назвался своим настоящим именем) режиссер проводит основную мысль фильма: миропорядок возможен лишь во взаимном дополнении. Конфликт, длящийся десятками лет, может быть решен только в единении.

От целого – к частному: 

- на уровне страны однонаправленная по сути борьба за превосходство рас ведет к массовой гибели участников движений и мирного населения (война деструктивов);

- на уровне столкновения личностей: противопоставление все тех же разрушающих сил. В данном случае «Союз черных студентов» как продолжение «Черных пантер» представлен Патрицией, которая идентифицируется с анимусом и, как следствие, имеет радикальный воинственный настрой. И Дэвид Дюк, представляющий организацию «Ку-клукс-клан», как сосуд, переполненный анимой, - результатом является отсутствие рационализма в принятии решений. 

- на уровне человеческой психики: борьба сознания с бессознательным, поглощенный Тенью субъект иррационален. Примером служит Феликс Кендриксон, рядовой член Организации, задира, карикатура на общепринятые черты ультраправых, желает занять место лидера в подразделении Клана, но не получает возможность. Герой компенсаторно «уходит в подполье» - устраивает тайный заговор, целью которого становится смертоносная борьба с темнокожими. Затуманенность разума приводит к печальным последствиям.

В фильме отражены три уровня дисгармонии, которая является причиной любого конфликта, в данном случае, на расовой почве. 

И даже такой крепкий союз, как Рон и Флип, перестает существовать, когда приходит сила противодействия (здесь же она есть сила равновесия), заставляющая уничтожить доказательства расследования. Патриция, лидер «Союза черных студентов» и возлюбленная Рона, по-прежнему, настаивает на его увольнении из полиции. Герою, побудителю зарождения гармоничного существования штата, а значит, и целой страны, остается лишь эскапизм в фильмы о темнокожих супергероях 70-х годов. 

Финал картины – публичное выступление Дональда Трампа, так явно сопрягающееся в своем посыле с речью Дэвида Дюка, лидера организации «Ку-клукс-клан». Девиз «Вернем Америке былое величие» - ни что иное, как указание на то, что меняются лишь фасады автомобилей, а скорость и сила разрушений набирают обороты. Война продолжается.

Разбор.

1.Кино в кино

Фильм открывается сценой из картины «Унесенные ветром», 1939 года. Скарлетт, словно слепая, бредет в поисках доктора для жены своего возлюбленного. В ее образе мы видим Америку и Гражданской войны, и 70-х годов прошлого века, и нынешнего времени, блуждающую в поисках мирной жизни, запутавшуюся, без возможности успокоения. По сюжету доктор так и не приходит на помощь героине, она вынуждена сама принимать роды, как Юг страны под давлением и гнетом был вынужден принять правила Севера.

Так же фильм содержит сцены, кадры из более ранней картины режиссера Гриффита «Рождение нации», 1915 года. После инициации Флипа, посвящения в воины Организации, члены Ку-клукс-клана под поп-корн наслаждаются просмотром фильма, давшего вторую жизнь их сообществу. Темнокожим отведена роль прозябателей и насильников, а клановцем – роль высокородных господ. Фильм Гриффита используют как ритуальный танец с отсылкой в великое прошлое Организации, укрепляя дух нынешнего состава. 

2. Взгляд

Желающий стать полицейским, Рон Сталворт подходит к участку, где над его головой развевается огромная вывеска «Вступайте, даже если вы из меньшинств». Взгляд камеры на объявление - с нижней точки, а взгляд на героя от вывески – с верхней, - как доминация основы и привычного уклада над маленьким желанием темнокожего парня стать большим полицейским.

3.Зеркальный кадр 

По непродолжительному сотрудничеству Рон и Флип становятся ближе, а так же лучше узнает их и зритель. В одной из интимных бесед на тему осознания и принятия еврейского происхождения Флипом герои сидят на столе в зеркально-симметричных позах. Так один становится полным отражением другого, так дело объединяет их в коллективного Рона Сталворта – рыцаря Ку-клукс-клана.

4. Совмещение

Фильм пестрит приемом «полиэкран». В основном, применяется при телефонном разговоре Рона и лидера Организации Дэвида Дюка. В некоторых сценах кадры используются под взаимным наклоном друг к другу, под голландским углом. Это говорит о смещение рационального восприятия действительности: ситуация разговора между ненавистником темнокожих и ярким представителем негроидной расы, где первый нахваливает второго за презрение ко всем, кто отличен от высшей расы. Абсурдная комедия предстает в лучших ее традициях.

5. Цвета

Использование оттенков красного в фильме. Рон впервые приходит в отдел расследований в ярком костюме, остальные же сотрудники в нейтральных. Цвет здесь – сродни мишени, упершейся в лоб выделенному герою. С данным персонажем и будут происходить все главные события. Красный переходит к жене Феликса, когда та отправляется на задание, то есть и восприятие зрителя смещается на нее.

6. Флаг

Последний кадр фильма – перевернутый, тускнеющий флаг США. Символический знак тревоги, опасности, крупной беды обозначаемой страны. Просьба о помощи, которая не придет и не поможет извне, если страна внутри себя не обнаружит гармонию.