Найти тему
Почему?

Почему иностранцы считают русских ленивыми?

В воспоминаниях практически всех иностранцев, посетивших Россию, пишется о том, что россиянам свойственна лень. Самое интересное, что такое мнение складывается не на основе фактов и событий российской жизни, а из сущности непонятных иностранцам обычаев и «странного», на их взгляд, фольклора.

Например, обычай спать на печи – это вопрос удобства и интерьера, а также пользы для здоровья. Люди трудились в поле, часто под дождём – в промокшей одежде и обуви. А сухое тепло раскалённых кирпичей согревало и исцеляло.

Поговорка «Работа – не волк, в лес не убежит!» – вовсе не признак перманентной лени, как может показаться, а только лишь способность разграничивать краткосрочные и долгосрочные дела. У сказочного Ивана-дурака жизнь похожа на счастливый билет. А Емеля ещё и передвигался на печи!

-2

Такой способ «исследования» фольклора иностранцами говорит, скорее, о недоброжелательности и нежелании понять корни русских традиций.

Труд, особенно крестьянский, не бывает лёгким. Не приходится удивляться, что у людей столетиями жила мечта об отдыхе, удаче, хоть каком-то облегчении тяжёлых каждодневных забот. Эта мечта интернациональна и поэтому присутствует в народных сказках практически во всём мире. В Европе тоже были чудесные помощники, например, гномы с горшками золота. А среди персонажей западного фольклора хватает хитрых простачков, которых никто не считает глупыми или ленивыми.

Появление мифа

Первым европейцем, уловившим нежелание и неумение русских работать, считают Жака Маржерета (французского наёмника периода Смутного времени), хотя до него об этом же писали Сигизмунд фон Герберштейн (дипломат Священной Римской империи начала XVI века) и Генрих фон Штаден (немецкий авантюрист, опричник Ивана Грозного). По большому счёту, мемуары Маржерета не производили впечатления рассказа о чём-то непостижимом. Всё, что описал Маржерет, – смута, голод, мятежи, война – современники-французы наблюдали, а многие и пережили сами. Ведь на их глазах свершилась Варфоломеевская ночь, вспыхивали голод и мятежи. Для тогдашней Франции сочинение Маржерета могло восприниматься руководством по самовыживанию в неспокойное время. Французы представляли, какая огромная концентрация сил необходима человеку в бурный исторический период. Поэтому они читали не рассказ о лентяях, а историю бед соседнего государства, осознавая, что проблемы двух стран очень похожи.

В XX веке миф о врождённой лености россиян получил подкрепление в сочинении социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В работе чётко разграничиваются восточные и западные этические ценности. Сущность различий базируется на том, что трудолюбие с целью извлечения материальных преимуществ – протестантская ценность, поэтому европейцы усердны и нацелены на достаток, а восточная православная ценность – мучения и непосильный труд без всякой перспективы, воздаяния за который христианин дождётся лишь в вечной жизни. Поэтому, раз нет мотивации и выгоды, то нет и смысла прилежно трудиться.