Они познакомились в 1917 году. Жанна Эбютерн – красавица, француженка и многообещающая студентка художественной академии Коларосси и ей всего 19. Амедео Модильяни –харизматичный и эксцентричный итальянец, 33 лет. Любовь Жанны, этой застенчивой и нежной девушки была безоговорочной и всепрощающей, она принимала все причуды сумасбродного и амбициозного художника, для которого стала музой, и последней любовью.
Будучи более чем, искушенным обществом женщин, Модильяни понимал, что нет и не будет женщины, которая так будет любить его...
Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Он был самым младшим из четырех детей в семье интеллигентных евреев. Его отец, бизнесмен-неудачник и его мать, чтобы свести концы с концами, подрабатывала переводами с французского и английского. Ребенок был очень болезненным. В юности в Ливорно, он страдал от нескольких серьезных заболеваний: плеврит, брюшной тиф, туберкулез. Евгения Модильяни, безумно любящая мать, рано заметила его творческие таланты и отправила его учится в художественные школы Ливорно, Флоренции и Венеции.
А 1906 году в возрасте двадцати одного года, Модильяни вышел из своего купе второго класса на перрон вокзала в Лионе в элегантном черном костюме и эффектном черном плаще. Модильяни вел себя, как аристократ, несмотря на то, что в кармане было денег, переданных мамой, всего на несколько месяцев. Его собственные амбиции привели его во Францию. «У художника, - любил повторять Модильяни, цитируя Ницше, - нет дома в Европе, кроме Парижа».
В Париже Модильяни быстро выбирает амплуа яркого представителя богемы: часто посещает тусовки художников на Монмартре и позже на Монпарнасе, носит яркий шелковый шарф, завязанный на шее вместо галстука. Его называют «Моди», каламбур на «peintre maudit» ("проклятый художник"-фр.).
Дружба Пабло Пикассо с Модильяни, омрачало лишь творческое соперничество. Более успешный Пикассо восхищался гардеробом Модильяни больше, чем его картинами. И однажды, нуждающийся в холсте для своей новой работы, Пикассо, купил работу Модильяни и использовал её, как холст для своей картины, написав сверху. Модильяни, со своей стороны, признал гения испанца, но сказал другу, что художественный талант не является оправданием для того, чтобы не одеваться прилично.
Модильяни представил семь акварельных и масляных работ на парижской выставке Salon d'Automne в 1907 году и пять работ в 1908 году, но они привлекли мало внимания.
Беспокойство Модильяни отражали не только творческие неудачи, но и бремя собственной бедности. Помимо небольших сумм, которые его мать иногда отправляла ему по почте из Ливорно, Модильяни выживал в основном благодаря наброскам людей в кафе, которые он обменивал на деньги, еду или выпивку. Один из официантов вспомнил случай, когда он работал в Café de la Rotonde: «Модильяни, с чувством собственного достоинства и жестом миллионера протянул лист бумаги, с надписью «в оплату тому, кто только что купил ему стакан виски»
«Он выглядел аристократично, даже в своих изношенных вельветах », - сказал скульптор Жак Липчиц.
«Как он прекрасен, Боже мой, как прекрасен!», - сказала Айха, одна из моделей, позирующая для него. Среди его натурщиц, были цветочницы, проститутки, служанки, прачки. Все они побывали в постели этого соблазнительного мужчины. Как будто ни одна женщина в Париже не могла устоять перед его очарованием и сексуальной привлекательностью. Но его личная привлекательность не перерастала в художественный успех.
В 1917 году в La Rotonde (парижская пивная, очень популярная среди художников того времени) он впервые увидел ее – стройную девушку с миндалевидными глазами, бледным цветом лица и длинными светло-коричневыми косами. Жанна растворилась в глазах мужчины, чья жизнь уже, казалось катилась в тартарары, отягощенная неудачами в творчестве, болезнью, алкоголем, наркотиками и бесчисленными женщинами.Это была любовь с первого взгляда. Против разрешения ее родителей, она уезжает из дома, чтобы жить с художником в мастерской на Монпарнасе. Пара жила в обветшалой квартире на улице Гран-Шомьер, где, по словам более позднего арендатора, «можно было увидеть солнечный свет, проникающий сквозь часть стены». 29 ноября 1918 года Эбютерн родила их дочь в Ницце.
Модильяни нарисовал более 20 её портретов. Он любовался ей: ее красотой, женственностью, нежностью, невинностью, и ее способностью так безрассудно любить его.
„Когда я познаю твою душу, я смогу нарисовать твои глаза.“- Амадео Модильяни.
Из всех поразительных характеристик, которые можно увидеть в портретах Модильяни, будь то удлиненные образы или искаженные черты лица, таинственные мутные глаза отражают истинную сущность стиля художника. Почему в портретной живописи художника мы не можем проникнуть в глубину глаз?
"Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник", - говорил Амедео Модильяни.
Он умел видеть черты, оставляя глаза пустыми, не позволяя проникнуть глубже. Душа человека- это то, что остается неведанным и тайным, то, на что не претендовал художник.
В 1918 году, когда Париж подвергся немецкой бомбардировке, Эбютерне уже была беременна, а у Модильяни постоянно ухудшалось здоровье, Леопольд Зборовский (торговец произведениями искусства) организовал художественное выставку «Modern French Art», где были представлены работы многих художников Парижа, в том числе и Модильяни. И хотя отзывы были противоречивыми, после нее некоторые работы были оценены критиками Лондона.
Его искусство наконец стало заметным.
На странице своего альбома в начале 1920 года Модильяни написал: «Новый год. Начинается новая жизнь». Он написал это в Париже за три недели до своей смерти. Он знал, что умирает, но работал до конца». Слабый и истощенный, он рухнул дома и был без сознания доставлен в благотворительную больницу, где и умер два дня спустя.
На его похоронах присутствовали известные люди в парижском мире искусства: Пикассо, Леже, Дерен, Бранкузи и еще многие другие. В похоронной процессии скорбящие сообщили, что к ним подходили дилеры, стремящиеся купить картины Модильяни. Галереи с его работами подняли цены в десять раз. Подделки наводнили рынок. Даже сотрудники полиции жаждали его картин.
Жанна была разбита и охвачена горем. Как будто часть чего-то необходимого вырвалась из ее души. Перспектива жизни без Моди была невообразимой и невыносимой. Менее чем через 48 часов после смерти Модильяни, Жанна, которая была на девятом месяце беременности вторым ребенком, выпрыгнула из окна пятого этажа. И она, и ее нерожденный ребенок умерли. Жанне Эбютерн было всего 21 год.
На их надгробии надпись: «Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы». Ниже: «Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».