Найти тему
Good Old Nerpach

Традиционалисты против самураев: истоки конфликта в аниме «Доктор Стоун»

Как многовековое противостояние мировоззрений внутри Японии отражено в аниме про науку в Каменном веке

Сэнку Исигами пробуждается от каменного «сна» четвёртого апреля 5738 года. В наше время все люди на Земле (и, по странной случайности, ласточки) обратились в камень. Гению-школьнику удалось сохранять свой разум бодрствующим на протяжении 3700 лет окаменения, чтобы «проснуться» весной и встать на тропу спасения всех людей.

Путь Сэнку оказывается долог и тернист. От хождения голышом и собирательства герой быстро переходит к охоте, строительству и созданию запасов провизии. Спустя полгода «просыпается» его друг детства, Тайдзю Оки.

Вместе они начинают искать способ оживить и других людей. Методом проб и ошибок они находят его: если смешать спирт с аммиком, то полученная жидкость сможет «оживить» любую целую каменную статую. Первым «пробудившимся» становится спортсмен-многоборец Цукаса Сисио. Партнёрские отношения быстро становятся натянутыми. В Каменном веке начинается первая война.

Возможность начать историю человечества «с чистого листа» отлично способствует для создания обществ, построенных на иных принципах взаимодействия между людьми.
Возможность начать историю человечества «с чистого листа» отлично способствует для создания обществ, построенных на иных принципах взаимодействия между людьми.

Главное желание Сэнку — вернуть мир к изначальному состоянию, сделать его таким, каким он был перед окаменением. Если «перерасти» век камня, то этого получится достичь. Исигами, как молодой учёный, знает о физике, химии и биологии достаточно, чтобы своими руками буквально из ничего сделать лампу накаливания или антибиотик. Ещё в школе Сэнку смог сделать ракету, которая отправила мягкие игрушки-маскоты прямо в космос. Он действительно уверен в своих силах, а зритель раз за разом наглядно убеждается в том, насколько много всего знает и умеет герой.

Первый «оживлённый» человек — Цукаса — оказывается просто нечеловечески сильным школьником. С одного удара он убивает львов, которые угрожают жизням главных героев. Распробовав «на вкус» план Сэнку, Цукаса заявляет, что нужно оживлять лишь молодых, а не «стариков с чёрными сердцами». По его мнению, человечество можно очистить от грязи. Только так можно достичь идеала: жизни в гармонии со свободной природой.

В облике Цукасы легко угадываются самурайские мотивы. Примерно таким же силуэтом обладает церемониальные одеяния воинов..
В облике Цукасы легко угадываются самурайские мотивы. Примерно таким же силуэтом обладает церемониальные одеяния воинов..

Вслед за автором сценария манги Риитиро Инагаки, создатели аниме-адаптации не конкретизируют детали «общества нового будущего». Для среднестатистического японского зрителя этого и не нужно делать: он понимает, какие идеи движут каждым из героем. В этом проявляется очередная особенности аниме, как продукта, созданного для потребления в первую очередь самими японцами.

Конфликт в аниме: это иллюстрация конкуренции мировоззрения внутри страны. С одной стороны есть Сэнку, который выступает за «старояпонское» видение. Оно характеризуется сохранением статуса-кво. На другой стороне находится Цукаса, представитель неоконфуцианского бусидо, присущего самурайскому сословию. Для этого мировоззрения характерны воинские ценности, представление о важности иерархией, но при этом и большое вниманием к отношениям внутри группы. Именно это подразумевает «высший примат среди школьников», когда говорит о необходимости построить «более справедливый мир».

Самурайское сословие имело классовую природу, ведь исторически они занимали особое положение в социальной структуре. Они жили за счёт производящего крестьянства, а поэтому могли свободно сосредотачивать своё внимание на вопросах внутригрупповой этики. Когда структура японского общества изменилась, идеи бусидо оторвались от своих «корней» и получили возможность стать «всеобщими ценностями». В таком виде их и смог усвоить Цукаса.

..а вот одежда Сэнку скорее напоминает халат для лабораторных опытов. Сделанные из шкур, наряды его одноклассников и вовсе близки к повседневной одежде.
..а вот одежда Сэнку скорее напоминает халат для лабораторных опытов. Сделанные из шкур, наряды его одноклассников и вовсе близки к повседневной одежде.

В своём рассказе о причинах того, почему старый уклад возвращаться нельзя, Цукаса рассказывает следующую историю: «Один мальчик хотел найти красивую ракушку для своей больной сестры, но на берег вышел мужчина и сказал, что этот пляж — его собственность. А поэтому ребёнок не имеет права ничего с него брать. Затем мужчина избил мальчика». Этот момент как нельзя лучше отсылает к самурайскому презрению к деньгам и в целом к накоплению материальных благ (подробнее об этом можно узнать из книги Александра Спеваковского «Самураи — военное сословие Японии»). Для самурая собственность — это зло.

Для Цукасы важно не допустить возвращения к власти старых правящих кругов, которые могут помешать ему выстроить собственное общество. Когда в аниме наконец-то появляется созданная им община, перед зрителем предстают сплошь накаченные молодые парни и девушки с оружием в руках. Кроме того, Сисио с самого начала не гнушался убийств, когда начал уничтожать статуи. Для него подобные преступления морально оправданы, ведь его ценностные ориентации дают ему такое право. Точно также, как презерение к крестьянству позволяло сёгунатам эксплуатировать крестьянство.

Для западного зрителя поведение Сусио скорее будет отсылать к идеям социал-дарвинизма — не просто же так он оживляет лишь молодых и самых здоровых. С другой стороны, поведение Цукасы может быть навеяно и анархо-примитивизмом — развитие техники для Сусио не особо важно. Подобная трактовка возможна при сравнении общества «самураев» с «научной цивилизацией» Сэнку, которого вполне можно принять за носителя западно-европейской сциентеистской веры в науку и прогресс.

Когда Сэнку попадает в деревню людей, пробудившихся раньше него, то встречает реконструкцию архаичного образа жизни. Формальная власть в деревне принадлежит жрице — именно по её линии передаётся власть в общине. Каждый член общины может стать старостой деревни, если победит других жителей на турнире. Самый сильный берёт в жёны жрицу, а та рожает ему детей. Старшая дочь становится новой жрицей и процесс передачи власти продолжается.

Жрица является опорой стабильности в жизни общины. Сэнку не проговаривает этого, но сразу же включается в процесс создания антибиотика для лечения больной девушки.
Жрица является опорой стабильности в жизни общины. Сэнку не проговаривает этого, но сразу же включается в процесс создания антибиотика для лечения больной девушки.

Подобный уклад отсылает к традициям Ямато эпохи Яёй (бронзовый век). Культ Аматерасу, как богини-прародительницы японской правящей династии, берёт своё начало именно в практиках передачи власти по женской линии. Также он станет и частью японского мировоззрения синто. А образы шаманок-вождей в японской культуре до сих пор конструируются по примеру правительницы Химико.

Включение подобного референса на реальную историю сюжетно обосновано и прекрасно вписывается в нарратив. На идейном уровне это позволяет упрочнить связь Сэнку с «традиционными» корнями и прямо противопоставить деревню охотников-собирателей (после поедания рамена из щетинника вполне готовых перейти к земледелию) общине «самураев».

Причин, почему Цукаса так редко появляется в истории, несколько. В первую очередь эта история не про него — она про «научное» восстановление былой цивилизации. Изобретения и «открытия» (или «переоткрытия») находятся в ядре повествования, позволяют обрести самость «Доктору Стоуну». С другой стороны, Цукаса необходим этой истории как «достойный противник», противостояние с которым позволяет усилить напряжение в истории.

Именно конфликт между людьми разжёг «пламя истории» в «Докторе Стоуне». Он стал тем фоном, который позволил раскрыть истории свой научный потенциал. Первый сезон уже перевалил за середину. Пришло то самое время, когда сериал уже точно стоит начать его смотреть.