Хочу начать серию постов про детский сад.
⠀
Самый частый вопрос с которым приходят — это "Ребенок не хочет в сад!"
⠀
Какие могут быть причины?
⠀
1️⃣ Ему не нравится садовской режим. Утром хочется спать, поиграть в свои игрушки, а не куда-то там идти.
⠀
С этой проблемой разобраться проще всего. Нужно наладить режим и отработать утренний ритуал сбора в садик. Да, я знаю, что на практике это бывает непросто.
⠀
2️⃣ Он просто не хочет. Просто потому что дома с мамой лучше чем в садике.
⠀
В этом случае мы принимаем чувства ребенка и разделяем их: "Да, конечно, лучше было остаться дома. Понимаю тебя." Пробуем найти то, что нравится в садике: "Ты помнишь, что сегодня будут музыкальные занятия, которые ты любишь!" (главное, чтоб он их и вправду любил). Делаем акцент на скорой встрече: "Я заберу тебя во время вечерней прогулки".
⠀
3️⃣ Ребенка в саду обижают. Это могут быть и другие дети, а может быть и воспитатель.
⠀
При этом часто бывает непонятно что вообще происходит. Потому что ребенок ничего не рассказывает. Но по его поведению и настроению, вы видите, что что-то не так.
Если у ребенка постоянно подавленное настроение, он часто болеет, капризничает, стал пугливым или более агрессивным и длится это уже несколько месяцев — это симптомы, на которые стоит обратить внимание.
⠀
Попробуйте задать ребенку конкретные вопросы о его дне, например:
⠀
"В какие игры ты сегодня играл? С кем играл?
Что тебя сегодня развеселило? А что расстроило?
Что было сегодня интересного?
Что вам рассказывала воспитательница?
Какую песню вы пели?
Что было нового на прогулке?
Вам давали что-нибудь вкусного?
Что ты сегодня узнал нового? Чего ты сегодня больше всего ждал? Тебе нужна была сегодня помощь? А ты кому-нибудь помог? "
⠀
Если ребенок не хочет отвечать на вопросы, то можно предложить поиграть ему в садик. Можно использовать кукол, фигуры зверушек, марионеток либо обойтись без всего. Если ребенок наотрез отказывается играть в сад, то можно просто поиграть в старших и младших. Или просто понаблюдать за детскими играми.
⠀
Попросите нарисовать обычный день в садике. А потом вместе обсудите рисунок. Что делают дети? Что делают воспитатели? Детям нравится? Почему они веселые или грустные?
⠀
Можно поиграть в рассказывание историй. Когда начинает историю взрослый, а ребенок предлагает свое продолжение. Если у вас есть версии о том, что произошло, вы можете рассказать ребенку сказку, в которой повторится эта ситуации и посмотреть на реакцию ребенка.
⠀
Если ребенок не отвечает на вопросы про себя в садике, то можно попробовать расспросить его о других детях. Как они себя ведут? Что делают? Слушаются ли? Хулиганят? А что воспитатель? Ругает ли их? Как ругает?
⠀
Еще можно поспрашивать, что рассказывают другие родители и их дети. Только учтите, что критерии нормы могут очень различаться в разных семьях.
⠀
Не стоит паниковать, если тревожащие вас симптомы проявляются эпизодически. Например, если однажды ребенок в игре ругается и швыряет куклу на пол. Но если такие сюжеты преобладают в игре, то это точно повод задуматься.
Дальше я расскажу, что с этим делать.