Можно ли вопрос прикорма отдать на волю ребенка? Оказывается, да. Если вы пользуетесь методом педагогического прикорма.
К сожалению, у меня нет такого опыта, так что сама я не рискнула бы об этом написать. Зато такой опыт есть у моей постоянной читательницы Таисии Мироновой, и я очень благодарна ей за то, что она прислала мне статью на эту тему. В ней Таисия рассказывает и о принципах педприкорма, и об его исторических предпосылках, и о своем опыте, который красноречивее любых научных выкладок.
Текст длинный, так что я разобью его на две части: теоретическую и описание личного опыта Таисии. Сегодня будет теория.
Итак, слово Таисии.
При подготовке к написанию этой статьи я с удивлением узнала, сколько на сегодняшний день выделяют видов прикорма. Есть прикорм ВОЗ, прикорм по Комаровскому, bwl-прикорм… На мой взгляд, все они являются вариациями двух основных видов: педиатрического и педагогического. Поэтому я ограничусь рассмотрением именно этих видов прикорма, а желающим изучить все в подробностях рекомендую сайт Натальи Разахацкой am-am.info, там я и почерпнула информацию о таком разнообразии.
Педиатрический прикорм
Это традиционный в нашем обществе вариант, милый сердцу подавляющего большинства детских врачей, а также наших мам и бабушек. Подходит детям на ИВ или смешанном вскармливании.
Его основные черты:
1) прикорм вводится по четкой схеме при достижении ребенком определенного возраста;
2) ребенок ест еду, приготовленную специально для него (это может быть пища, приготовленная мамой дома, например, протертые через сито отварные мясо и овощи, или детское питание заводского изготовления – те самые баночки);
3) ребенок должен съедать за один прием пищи определенное количество определенного продукта;
4) продукты вводятся постепенно один за другим;
5) прием твердой пищи постепенно замещает кормления грудью, к году ГВ сворачивается.
Педагогический прикорм
Явление в нашем обществе относительно новое. Является одним из аспектов естественного родительства, куда входят еще совместный сон, ГВ по требованию до самоотлучения, постоянное ношение ребенка мамой (в слинге, или другие варианты), высаживание. Подходит только детям на ГВ.
Его основные черты:
1) прикорм вводится примерно в возрасте 6 месяцев, но четкой границы нет. Прикорм пора вводить, когда ребенок начинает проявлять пищевой интерес, то есть начинает просить еду. Маме рекомендуется внимательно наблюдать за ребенком и определить, что ребенок интересуется именно едой, а не яркой посудой, блестящими столовыми приборами и т.д. С этой целью с 3-х месяцев рекомендуется брать ребенка за общий стол. Мама кушает сама, при этом ребенок находится у нее на руках или в слинге. Одновременно мама может покормить ребенка грудью;
2) ребенок ест с общего стола, ничего специально для него не готовят. Разумеется, на период беременности и раннего возраста ребенка меню семьи должно быть адаптировано для малыша: если ранее оно включало в себя острые, пряные, жареные блюда, то теперь лучше перейти на отварные, тушеные, печеные. Фастфуд рекомендуется исключить, алкоголь – само собой недопустим. Я не случайно включаю сюда и период беременности, т.к. считается, что пищевые привычки формируются у ребенка еще до рождения, а также в период грудного вскармливания. Баночки не используются;
3) ребенок съедает со стола что и сколько хочет. Если ему не нравится блюдо, он может отказаться от него. Мама не парится по поводу того, хватает ли малышу необходимых для роста и развития питательных веществ, т.к. ГВ сохраняется в полном объеме по требованию, и все, что ребенок не взял из прикорма, он доберет из грудного молока;
4) не рекомендуется вводить более одного нового продукта в течение 2 дней;
5) прикорм не замещает ГВ, оно продолжается по требованию до 2-х лет, а по желанию – и дольше до самоотлучения.
Откуда взялся педагогический прикорм
История педагогического прикорма на самом деле уходит вглубь веков. Когда появились первые заводы по производству детского питания? 100 лет назад, ну, может, чуть больше.
А до этого?
Не берем в расчет дам из «высшего общества», их было меньшинство, а вот что делала крестьянка, у которой детей было – семеро по лавкам, а кроме того – дом, скотина, огород, помочь мужу в поле, да много еще чего. Ну не было у нее времени протирать этот кусочек мяса и морковку через сито для младшенького. Поэтому она просто брала его с собой за стол и кормила тем, что ела сама.
И человечество же не вымерло, а очень даже успешно живет и преумножается. Многие народы, живущие сегодня вдали от цивилизации на лоне природы тоже не знают специального детского питания, а детей как-то растят. Значит, этот способ прикорма как минимум имеет право на существование.
Как это выглядит на практике
Когда ребенок начал проявлять пищевой интерес и просить еду, мама дает ему из своей тарелки микродозы того, что там лежит: хлеба, макарон, овощей, мяса, курицы, рыбы, творога и т.д. Микродоза – это кусочек размером с половинку рисового зернышка. Таким кусочком ребенок точно не подавится.
Прожует он его своими пока еще беззубыми деснами, или просто погоняет во рту и проглотит – вкус и аромат данного блюда он почувствует, и сам решит, нравится оно ему или нет. Если ребенок просит – можно дать добавки, в первый раз не более 3-х микродоз одного блюда. Если не просит – не даем.
После «взрослой» трапезы лучше сразу покормить малыша грудью – так пища со стола лучше усвоится. Если после еды у ребенка нет никаких проблем с ЖКТ, нет высыпаний, что может свидетельствовать об аллергии – постепенно можно дозы увеличивать, а с года надо предложить ребенку пользоваться ложкой и кушать самостоятельно.
Плюсы педагогического прикорма
Ребенок с самого начала сидит за общим столом со всей семьей, учится кушать самостоятельно (да-да, с ложки его не кормят), с полутора лет предлагаем детскую вилку с тупыми кончиками. В идеале, к трем годам ребенок должен уметь пользоваться ложкой, вилкой и ножом, а также правильно вести себя за столом, что очень пригодится в детском саду.
Помимо этого, к плюсам педагогического прикорма относятся приобретаемый к году навык пережевывания твердой пищи, экономия времени и денег на приготовлении или приобретении специальной «детской» еды, а также переход всей семьи на более здоровое питание, что положительно сказывается на здоровье взрослых членов семьи.
И, конечно, дети на педприкорме не капризничают за столом, у их родителей нет проблем накормить ребенка, т.к. ему дают еду только тогда, когда он попросит.
Минусы педприкорма
Необходимость очень осторожно вводить продукты – потенциальные аллергены, поклонникам горчицы, майонеза и уксуса придется на время отказаться от любимых приправ, или, по крайней мере, наслаждаться ими вне дома, а также недовольство вашего педиатра, с которым вы наверняка столкнетесь при таком варианте прикорма.
Отдельно хочу обратить внимание на правило безопасности: давать ребенку более крупные кусочки пищи можно только после того, как вы убедились в его умении пережевывать или перетирать деснами кусочки такого размера. Орехи, виноград, косточковые лучше исключить до 3-4 лет.
В комментариях к этой статье вы можете делиться своим опытом прикорма детей. Высказывать мнение касательно того, чем и как должны кормить своих детей другие родители, не надо, я удалю такие комментарии.
Если вам понравилась статья, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал. Впереди еще много интересного!
Полный список статей канала в рубрикаторе.