Найти в Дзене

Интересные небальные факты о древнерусских городах

Оглавление

Какой хитростью крестили Новгород, откуда в Рюриково городище привезли африканскую обезьяну, из чего пекли хлеб и как расплачивались в Ладоге и какое же настоящее название Гнёздова (Старого Смоленска) - в этой статье!

Древнерусский город
Древнерусский город

Операция "Крещение Новгорода"

О крещении Новгорода по большей мере известно из не признаваемой некоторыми историками Иоакимовской летописи (выдержки из не сохранившейся рукописи, списанные и опубликованные В.Н. Татищевым). В ней сказано, что в 989 году дядя князя Владимира Крестителя Добрыня и киевский тысяцкий Путята с войском двинулись крестить Новгород. Узнав об этом, новгородские язычники собрались на вече и решили не подпускать христиан дальше в город. Волхв Богумил и новгородский тысяцкий Угоняй агитировали народ против крещения. Одной ночью 500 воинов тысяцкого Путяты переправились выше города по Волхову и высадились на левом берегу. Воины отправились ко двору Угоняя, где язычники держали совет. Главари были схвачены и переправлены к Добрыне. Восстание осталось без предводителей, но язычники направили войско числом около 5000 человек на отряд Путяты, который укрылся во дворе Угоняя. Начался бой, но всё же единого руководителя у язычников не было, и штурм получился неорганизованным.

С.Иванов "Христиане и язычники", 1909 г
С.Иванов "Христиане и язычники", 1909 г

В то время, когда одни новгородцы сражались с Путятой, другие громили церковь и дома христиан. Добрыня решил переправить свой отряд на подмогу Путяте, а поскольку язычники были заняты боем с ним и погромами, переправа вовсе не охранялась. После переправы киевские войска не вступили в битву, а решить дело более простым способом. Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло дома многих язычников. Подавляющее их большинство бросилось спасать своё имущество, семью, дома. Таким хитроумным способом Добрыня снял осаду Путяты, а побеждённые язычнки попросили у воеводы мира.

Эти события подтверждены и археологией: между настилами Великой улицы (ок. 990) найден медный нательный крест с изображением распятого Христа, раскопаны следы большого пожара на береговом участке Людина конца, на Великой, Холопьей и Козмодемьяновской улиц (989 год), найдены два крупных клада арабских дирхемов, отчеканенных за несколько лет до пожаров и погромов .

Обезьяна из Рюрикова городища

Самка магота
Самка магота

Во время раскопок в 2003 г. на Рюриковом городище (торговый и ремесленный центр Приильменья в IX-XI вв.) был обнаружен крупный фрагмент черепа взрослой самки магота датированный радиоуглеродным методом периодом между 1160 и 1220 гг. Сегодня данный вид распространен в горных районах Северо-Западной Африки и Гибралтаре, откуда эта обезьяна через Восточное Средиземноморье могла быть доставлена живой в район Новгорода в качестве дара князю. Не исключена также транспортировка экзотического зверя с Запада, тем более что на ряде средневековых памятников Европы остатки магота были обнаружены. Необходимо отметить, что находка остатков этого вида обезьян на Рюриковом городище пока является для данной эпохи самой древней на континенте.

Что выращивали в Старой Ладоге и какая "валюта" была там в VIII-IX веках?

Полба
Полба

Северное поселение Ладога было основано в начале VIII века. Древнейшая денрохронологическая дата - 753 год. В те времена в Лдаоге жили скандинавы, но в 770-х годах их вытеснили славяне. В этих ранних слоях при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница двузернянка (полба), 20 % — мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе.

Староладожские бусы
Староладожские бусы

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились стеклянные бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — одни из первых русских денег. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню. Всего в Старой Ладоге было найдено 12 тысяч бус.

Настоящее название Гнёздова

Гнёздовские (Смоленские) длинные курганы
Гнёздовские (Смоленские) длинные курганы

Комплексу археологических памятников на берегу Днепра (городищу, курганам, общая численность которых около 5000 штук) учёные дали название Гнёздово, такое имя носит близлежащая деревня. Само поселение существовало в IX-XI вв. В 950-е годы все сооружения «центрального» участка погибли в результате пожара. В 950- 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому. В лучшие годы X века в Гнёздове жило более 1000 человек, население занималось ремеслом и торговлей, т.к. неподалёку пролегал знаменитый путь "из варяг в греки". В начале XI века важность Гнёздова падает и, как торговый центр, он вытесняется соседним Смоленском, расстояние до которого 12 км.

Возникает вопрос: а как называли Гнёздово сами его жители? В летописях названия города нет, но в скандинавских сагах сохранилось упоминание, что у славян есть город Sýrnes. Многие исследователи пытались найти этот город, но безуспешно. Российский учёный-скандинавист Татьяна Джаксон предположила, что Sýrnes означает "свиной мыс", своеобразная калька с русского. Около Гнёздова протекает река Свинец, правый приток Днепра. Вероятно, она и название поселению (по аналогии с Бужск <Буг; Пинск < Пина; Полоцк < Полота; Случск < Случь; Смоленск < Смольня). Выходит, древнее название Гнёздова - Свинеческ или Свинечск!