28 сентября в СКК «Юбилейный» прошёл тринадцатый фестиваль «Мир без наркотиков». Событие заявлено как культурно-просветительская и социальная акция под лозунгом «Мы выбираем жизнь!» Давайте посмотрим, в чём выражалась культурная составляющая этой без сомнения благой миссии.
Ещё на подъезде к Спортивной я получила от коллеги исчерпывающее описание с места событий: «Перед входом какой-то маленький сарайчик, боюсь, что это наша уличная сцена». Мало что можно к нему прибавить. Беда в виде сарайчика с постыдным звуком (вернее, грохотом, катившим эхо примерно до Финляндии) пришлась на долю групп «Лока 2.0», «Другие планы», «Северо-Zапад», «Собачье сердце» и «Вибратор». Единственной задачей этой сцены было заставить горстку людей курсировать мимо стендов с буклетами общественных организаций, специализирующихся на работе с нарко- и алкозависимыми. Но даже учитывая утилитарное значение этого загончика, грешновато так измываться над музыкантами. Составлять какое-либо мнение об их выступлениях сомнительная затея: в таком антураже и U2 будут хромоногими кабацкими шансонье.
Половина семичасового марафона состояла из курилки, переквалифицированной в уличную сцену, и фойе спорткомплекса. Похвально отсутствие алкоголя на мероприятии подобного толка, а вот отсутствие возможности адекватно пообедать, расположиться в зоне отдыха, заняться какой-то активностью или интерактивом — это удивительная небрежность для формата дневного фестиваля, ориентированного на работу с подрастающим поколением. Людей с маленькими детьми было откровенно жалко. В Санкт-Петербурге давно научились проводить отличные городские фестивали самого широкого толка, но здесь нам досталось событие не для людей, а для Комитета по культуре. Не сомневаюсь, что это красиво выглядит в отчёте: вот тут у нас культурная культура с претензией на актуальность, вот тут полезная польза в виде информационных листков. Только совершенно не ясно, при чём тут посетители мероприятия и зачем, кроме галочки, нужна эта дневная программа вообще?
Хорошо. Отринем буржуазные капризы избалованных жителей мегаполиса, посмотрим, как предлагалось подумать о высоком.
Оценивать поэтическое творчество не возьмусь, для этого и без нас трудилось конкурсное жюри. Но качество «чистого искусства»(с) по художественной части за версту выдаёт наплевательский подход к отбору контента. Представленные авторы в лучшем случае транслируют дурной вкус, в худшем — формируют глубокую убеждённость, что на трезвый рассудок никакого приличного актуального искусства создать нельзя. Только сиротливые срисовки с фото, «поп-арт» плагины фотошопа или, того хуже, потуги на метафоры уровня «свобода — это белый голубь, зависимость — клетка на голове». Наивную любовь к ремеслу можно разглядеть в работах Решетникова, например, но это выглядит удачей на безрыбье. Во всём прочем многообразии сквозит только кухонное панибратство. В духе «ну надо же вывесить что-то… О, у нас сноха двоюродного тестя старшего завхоза вроде бы рисует!» Резюмируя, вся культурно-спортивная часть заключалась только в количестве знакомых, которых привлекают к каждому сабантую. Кроме нежных отношений тусовочки, никакого культурного значения художественная самодеятельность не несёт.
Неудивительно, что к открытию главной сцены «Юбилейный» был практически пуст. От классической безысходности в духе мемов про Омск могла спасти только приличная доза юмора. Слава богу, в музыке «Наития» её отсыпали с горкой. Хтоническое кабаре с прибаутками об исконно-посконном русском культурном дискурсе явно базируется на филологическом чутье, широком музыкальном кругозоре и желании постебаться над священными коровами. «Достоевский» — безусловный хит. Аккордеон и духовые +10 к харизме. Ирония, юродство и цыганочка с выходом от Наития стали буквально бальзамом на душу в затхлом воздухе пионерского кружка.
Сложно сказать подобное про «Копенгаген». Их музыкальный бэкграунд сквозит из всех щелей. То есть буквально с каждым аккордом начинаешь прикидывать откуда и что передрали. Нет, ориентироваться на референсы более успешных коллег по цеху не зазорно, но быть настолько вопиюще вторичными — это ещё надо постараться. Чертовски обидно, что при умении носить правильные штаны и делать суровые лица... простите, то есть при наличии фактуры и харизмы, группа звучит как типичный кавер-бэнд на школьном выпускном. Девочкам нравится, а на преодоление заезженных клише и шаблонов амбиций пока не хватает.
Впрочем, бывает хуже. «Площадь Восстания», например, ко всей музыкальной невзрачности ещё и подаёт себя как ретро бойз-бэнд. Макияж, манерность, серебряные пайетки — десять золотых бархатных жил из десяти! Но для глэм-рока это нарочито чопорно и чинно по подаче. Пафос и холод такой, что сводит зубы. Если отряхнуть элементы квир-драмы с солистов, или хотя бы разделить на два патетический перфоманс, дело ещё можно будет спасти. Искренне надеюсь, у стальных участников группы есть свой отдельный крутой коллектив.
Выступления музыкантов перемежаются видеовставками. Помятые лица рассказывают типичные байки с приветом из прошлого века. Буквально, «связалась с компанией хиппи, покурила, стала проституткой и воровкой». Подрастающему поколению, думаю, придётся сначала разъяснить, что такое компания хиппи. Неясно, зачем эта информация в городе, где можно собирать закладки как грибы под кустами, а для скитания по даркнету не нужно никаких компаний. «П*здёж!» (ред. «враньё») — сопровождает эти душераздирающие байопики мнение с трибун. Проблема не в достоверности/недостоверности материала. Просто у такой «просветительской деятельности» отсутствует адресат или хотя бы внятное представление о нём. Вся официозная часть, включая поэтические чтения, эксплуатацию детей и собак для пущего эффекта, запуск бумажных корабликов и прочие веселые конкурсы сельского дома культуры не вызывают ничего кроме чудовищного испанского стыда и неловкости. А у более крепкой на словцо публики — и откровенного раздражения.
Продолжали «Ангел НеБес», типичный ходок по всем локальным старорежимным фестам, ожидать от них чего-то нового можно примерно как от скелета тиранозавтра в зоологическом музее. Подытожила второй блок группа «Разные Люди». Краткая речь Александра Чернецкого, лидера «Разных людей», за весь вечер была самым лучшим, честным и проникновенным сообщением на тему борьбы с наркотиками и поддержки зависимых. Чтобы говорить о важном, не нужны огоньки, пайетки, кораблики, только искренность. Так же как и в музыке: настоящий рок-н-ролл никогда не станет пыльной ветошью, а петербургский блюз сырых подворотен уделает кого угодно на трёх аккордах. Жаль, что краткая вспышка рока закончилась так быстро.
К восьми часам закончился рок-н-ролл, вся социальная часть и начался концерт, на который действительно пришли люди. Юбилейный стремительно заполнился. Мэйти — это рэпер, который очень хотел бы стать поп-звездой, но к сожалению не хватает данных. Вокальные вставки тут и там безбожно пролетают мимо нот, вот и приходится читать рэпчик, как будто бы совершенно ему не органичный. Единственный момент, в котором Мэйти действительно хорош, это фит с 25/17. Покрытый татухами человек в балаклаве прекрасен в контексте трека «Племя 19», бойкого гимна городских окраин. Резок, дерзок и живописен. Возможно, потуги на суровый мужской романтизм или псевдоинтеллектуальность в стиле «цитаты великих людей» вконтакте — просто не то пальто, что садится на чувашского героя Михаила Тютькина. Для этого у нас уже есть 25/17 — батя-рэп для батя-рокеров. Народные шлягеры и вторящая им отлаженная поддержка фанатов с фаерами, скоромным мошем, волнами и хоровыми песнопениями. Целых двенадцать треков в подарок от подуставшего, слегка отстранённого Бледного и лиричного Анта — приличествующий случаю сборник «все хиты». Абсолютное счастье не досталось только тем, кто рассчитывал на полноценное двухчасовое выступление вместо краткого фестивального сэта.
В целом, «Мир без наркотиков» абсолютно бы ничего не потерял, превратись он в сольник 25/17, и не надо было бы отрывать от дел представителей фондов, а творческий люд — от работы над собой. Что же в этом всём было безусловно хорошего? Волонтёры и причастные к работе с людьми. Несмотря на пестроту контингента, от маленьких детей до весьма сомнительных личностей, координация была предельно милой и корректной, не могу не отметить слаженную работу и оптимистичный настрой. Видно, что все собрались делать общее дело. Человеческий энтузиазм и отдача — бесценный ресурс. Жаль, что он полностью нивелируется небрежным отношением к концепту мероприятия и его мезозойской формальностью.
Автор текста: Анна Езерская.
Фотографии предоставил: Дмитрий Буделовский.
Статья создана при поддержке сообщества музыкантов: «Музыканты России».
Вступайте в группу Музыкального портала Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5ba4792f2e368400a92152a8
Instagram: https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q