Найти тему
Винрарт

История любви : Пикассо обработал любимую, а ей это нужно? Часть 1

Лицо сюрреализма, а затем муза, любовник и модель Пикассо, Дора Маар сыграла важную роль в жизни художника и даже пожертвовала ради него своей первой любовью — фотографией. Фух, «Минотавр» (как он сам себя называл), и та, которую он прозвал, плачущая женщина, жили вместе очень страстно.

Пабло Пикассо, Дора Маар, 1936, холст, масло, 65х54 см, музей Берггрюна, Берлин. Фото: © BPK, Berlin, dist. RMN / Jens Ziehe © Succession Picasso, 2018
Пабло Пикассо, Дора Маар, 1936, холст, масло, 65х54 см, музей Берггрюна, Берлин. Фото: © BPK, Berlin, dist. RMN / Jens Ziehe © Succession Picasso, 2018

Пикассо ничего не любил так сильно, как женщин, и всю свою жизнь собирал вокруг себя муз и моделей, но сам был жутким ископаемым — жестоким, капризным, ревнивым любовником и чрезвычайным собственником. Он осознавал, что он неверный и при этом очень требовательный в любви, но будучи человеком с очень авторитарным темпераментом, он тем не менее считал, что женщины и их энергия необходимы ему для его творчества. Картина «никогда не бывает целомудренной» — любил говорить он. Женщины для него— средства постижения недоступных и неизведанных земель, которые он хочет познать и своеобразное творческое топливо. Они будут вдохновлять его творения, рискуя при этом сами потерять себя.

-2

Картина Пикассо « Дора и минотавр», вполне может отразить характер отношений, которые были у художника с фотографом Дорой Маар. Зверь овладевает своей добычей, лежащей перед ним, вся жестокость монстра словно ломает обнаженную молодую женщину. В этой древней аллегории, действительно могла быть представлена метафора дикого союза, объединяющего влюблённых. 

Пабло Пикассо, Дора и Минотавр, 1936, цветные карандаши, граттаж, 40,5х72 см, музей Пикассо, Париж. Фото: © RMN / Thierry Le Mage © Succession Picasso, 2018
Пабло Пикассо, Дора и Минотавр, 1936, цветные карандаши, граттаж, 40,5х72 см, музей Пикассо, Париж. Фото: © RMN / Thierry Le Mage © Succession Picasso, 2018

Когда Пикассо встречает Дору Маар, ему 54, ей 28 лет. Его жизнь — смесь роковых и сумасшедших связей, так же как и живопись — яркая, энергичная и яростная. Дора Маар к тому времени уже не та хрупкая девушка, какой встретил ее Поль Элюар на террасе литературного кафе ле Де Маго, но уже достаточно известная. Лицо сюрреализма, подруга Андре Бретона и Брассая, который обучал ее и Мэн Рэя фотографии — она руководит студией, где ей позируют манекенщицы и модели со всего Парижа. Дора появляется именно в тот момент, когда Пикассо переживает не простые моменты в своей жизни. Ее темперамент радует Пикассо, ему нравится ее свобода, ее почти мужская уверенность( она часто одевается как мужчина), ее природный авторитет и огонь внутри, чью силу он предвидел. 

Роланд Пенроуз, Пикассо и Дора Маар в Мужене, 1937, Coll. Roland Penrose, Farley Farm House, Muddles Green. Фото: © The Roland Penrose Estate, England. Tous droits réservés
Роланд Пенроуз, Пикассо и Дора Маар в Мужене, 1937, Coll. Roland Penrose, Farley Farm House, Muddles Green. Фото: © The Roland Penrose Estate, England. Tous droits réservés

Он становится ее любовником, при этом пудря мозги своей другой подружке Марии—Терезе, от которого у него есть дочь Майя. Но Дора, хоть куда, принимает правила игры. «В окружении гроз и взрывов»—скажет про неё Брассай. Пикассо, осознавая свой успех бросается в творчество.

Продолжение следует ...

Дора Маар: Хочу отмыться, но не могу. Все равно люблю Пабло! Часть 2.