Итальянский реставратор освоил профессию стеклодува специально для того, чтобы создавать произведения искусства из бутылок Coca-Cola. Идея принесла Луиджи Бона мировую известность, а арт-объекты его производства стали таким же узнаваемым брендом Венеции, как гондолы, муранское стекло и коктейль «Беллини».
Страсть создавать арт-объекты из необычных предметов появилась у нашего героя давно: еще будучи реставратором, он создавал произведения из нетривиальных материалов: от вилок и контейнеров для яиц до фотоаппаратов и виниловых пластинок. Эксперименты продолжались до тех пор, пока однажды Луиджи не понял, как использовать стеклянные бутылки из-под Coca-Cola.
Как вы знаете, рядом с Венецией есть остров Мурано, на котором живут стеклодувы, делающие знаменитое муранское стекло и разные предметы из него. Конечно, об этом знал не только ты, но и Луиджи Бона. Однажды он сидел с бутылкой Coca-Cola в руке на берегу канала и разглядывал витрину магазина, торгующего изделиями муранских ремесленников. И вдруг его осенило: все эти вещицы и бутылка, которую он держит в руке, — стеклянные. Мало того, своей изящностью бутылка Coca-Cola не только не уступала, но даже в чем-то превосходила многие сувенирные шедевры, производство которых местные стеклодувы давно поставили на поток.
— Это было настоящее озарение! — вспоминает Луиджи тот день. — Разумеется, я видел фирменную бутылку Coca-Cola миллион раз, но в тот момент я ясно прозрел дальнейшее направление всего моего творчества. Я понял, что бутылка похожа на женскую туфельку. Хрустальную туфельку Золушки — стоит только немного подправить форму.
Недолго думая, он вскочил на вапоретто (городской водный транспорт Венеции) и поплыл на Мурано, чтобы освоить профессию стеклодува. А вскоре туфельки от Луиджи Бона стали объектом желания туристов, галеристов и коллекционеров.
Искусствоведы находят в работах Луиджи отголоски нового реализма и сравнивают их с произведениями Армана, Сезара и других французских художников-концептуалистов. Последователи идеи нового реализма воспринимают все предметы окружающего мира как потенциальный материал для своих произведений. Теоретик стиля Пьер Рестани назвал это «методом поэтической переработки городской, промышленной и рекламной реальности в произведения искусства».
Вскоре художник обустроил собственную мастерскую, которая расположилась в Кастелло, самом большом из шести исторических районов Венеции. Там же находится выставочный зал и магазин работ Луиджи. Кто-то натыкается на мастерскую случайно, но многие приходят специально, чтобы приобрести эксклюзивные туфельки.
Откуда узнают? Из путеводителей и выставочных каталогов. Например, в прошлом году арт-объекты Луиджи участвовали в выставке «Экспериментальный дизайн обуви» в знаменитом лейпцигском Музее Грасси. Туфельки Луиджи отлично смотрелись рядом с туфлями Яна Таминиау, сделанными специально для Леди Гаги и Бейонсе, или с обувью Коби Леви, которую тот создал для актрисы Вупи Голдберг.
Луиджи в обязательном порядке оставляет на своих работах логотип Coca-Cola, так как считает оригинальную форму бутылки одной из главных художественных составляющих своих произведений. Чтобы его не упрекали в нарушении авторских прав, художник обратился в штаб-квартиру компании Coca-Cola в Атланте с просьбой о разрешении использовать фирменный знак. В 2007 году Луиджи получил официальный ответ, в котором говорится, что компания дает свое согласие на использование лого, но только в том случае, если произведения искусства будут уникальными и не поступят в массовое производство.
— На изготовление одной туфельки у меня уходит в среднем три-четыре дня, — говорит Луиджи. — Поэтому ни о каком массовом производстве речь, конечно же, не идет. Каждая вещь совершенно уникальна, и ни одна из них не похожа на другую. Для меня это прежде всего искусство, а не бизнес.
Чтобы сделать одну туфельку, художнику нередко приходится забраковывать и выбрасывать в мусорное ведро минимум две заготовки: работа со стеклом — штука сложная, и очень часто что-то идет не так, даже когда за дело берется профессионал. Бутылку надо нагреть в специальной печи, потом разрезать ножницами и изогнуть щипцами, придавая нужную форму. Одно неверное движение — и вся работа насмарку. Посмотрите сами:
Раньше пустые бутылки Луиджи поставляли друзья-рестораторы. А недавно, узнав о нуждах мастера, компания Coca-Cola выделила ему 1000 новых пустых бутылок, так что теперь художник обеспечен «сырьем» на несколько лет вперед.
Луиджи считает, что в бутылке Coca-Cola он нашел идеальный инструмент самовыражения и удовлетворения своих творческих амбиций:
— Я не собираюсь отказываться от этого материала, по крайней мере, в ближайшем будущем. Бутылка Coca-Cola — мой полноценный творческий партнер, и часто я даже ловлю себя на мысли, что отношусь к ней, как к собственному ребенку.