«Yesterday» (комедия, драма), Дэнни Бойл, Великобритания/Россия/Китай, 2019
Кто не следит за режиссерской антологией, напомню, что Дэнни Бойл сотворил оскароносного «Миллионера из трущоб» (2008), обе части «Трейнспоттинга» и хронологию жизни «Стив Джобс», а еще более четверти фильмов, плавно путешествующих от одной награды в мире киноискусства к другой. Сентиментально-музыкальный сюрприз «Yesterday» по названию одной из главных песен творчества легендарной группы Beatles далек от «Богемской рапсодии» и «Звезда родилась» по способу изложения, но вполне продолжает тему рассказа о звездах и кумирах прошлого.
Можете себе представить человека, родившегося в период с 70-х по 90-е годы прошлого века, не знающего песен «Битлов»? Коллекции виниловых пластинок с оригинальными обложками до сих пор продаются коллекционерам за бешеные деньги, а начинающие музыканты учат свои первые гитарные аккорды по нетленным произведениям ливерпульской четверки: Пола Маккартни, Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Так вот, про их жизнь и трудности восхождения звезды Beatles в фильме ничего не будет.
Представьте себе, что живет в нашей современности фатальный музыкант-неудачник Джек Малик (Химеш Патель), есть у него верная и преданная подруга-продюсер Элли (Лили Джеймс). У Джека прекрасный талант певца и неплохие музыкальные данные, он со школьной скамьи мечтает стать великим музыкантом, но пока потолок его творческой карьеры — песенки в барах и забегаловках. Элли — единственный человек, который поддерживает и верит в Джека, влюблена в него много лет, но в слепых ожиданиях счастья парень этого даже не замечает. В один прекрасный день, получив на выступлении лишь очередные скудные аплодисменты, Джек решает окончательно расстаться с мечтой и связать свою жизнь с чем-то более приземленным. Ссорится с Элли, и… попадает в ДТП.
В ту же самую секунду на всем земном шаре на десять секунд гаснет электричество и Малик просыпается в больнице без двух зубов и с шишкой на голове. Все вроде бы, обычно, но после blackout мир слегка отформатировался и забыл про Beatles, Coca-cola, сигареты, поисковую систему Яндекс и еще несколько вещей, без которых сложно представить современную жизнь. О том, что он единственный на земле, кто помнит песни Битлз, Джек узнает не сразу и верить в это отказывается, но шанс стать великим исполнителем на шедеврах, проверенных десятилетиями — уникален. Путешествие в мир шоу-бизнеса, маркетинговых уловок и рекламных компаний станет увлекательным. Представьте себе, как взорвался бы интернет и песенные чарты, что стало бы с рейтингами и клипопроизводством, если бы Hey Jude, Yellow Submarine или Back in USSR написали в наши дни?
Щемящее чувство ностальгии, звенящее ощущение величия ушедшей музыкальной эпохи и трогательность романтической истории Джека и Элли заставляют зрителя весь фильм сидеть со счастливой улыбкой на лице. Этот танец души под знакомые мелодии и ритмы рока с загадками и логическими подсказками о жизни и творчестве группы оставляет невероятное ощущение. С трепетным послевкусием невольно задумываешься о том, а как бы развивалась история, если бы все случилось именно так? Как становятся удачливыми? Это дар судьбы или случайность? Грамотная раскрутка и многоходовая пиар-стратегия? Ничто не заменит искренности. И не будь ее у Битлз, вряд ли сегодня про них сняли бы «Yesterday».
Let it be фильма:
— И вот теперь тебе надо выбрать, что ты хочешь делать дальше: вернуться в свой провинциальный городок и до конца жизни работать учителем или надкусить этот отравленный пирог тщеславия, власти, богатства и популярности?
— Пожалуй, я немного отравлюсь…