Правда ли, что люди, работающие в детской педагогике, не выросли сами?
Порой слышу: "А-а, ты все с детьми возишься? Детство еще играет в одном месте?"
Откуда берется такое мнение, становится понятно, когда заходишь на "мамские" сайты и сайты воспитателей ДОУ. Там и правда, среди гениальных идей встречаются такие, что хочется за голову хвататься - собственные комплексы, реализованные через "детское" направление, выглядят ужасно.
Но бывает и так - приводит ребенка на занятие ухоженная, сделавшая карьеру и привыкшая к отчетам и сложным компьютерным программам женщина, а там дипломированный психолог на полу с ребенком рассыпает по всей комнате крупу, ладошками по ней стучит и еще ее, маму, призывает участвовать в этой вакханалии. А то и трубку какую приставит к глазам и глядит в нее. Удивляется мама, теряется - кому верить - диплому и отзывам или собственным глазам? Трудно понять друг друга этим женщинам, при том, что обе они профессионально работают, просто каждая - в своей сфере.
Конечно, для того, чтобы заниматься с детьми, нужно специальное образование. Чтобы ориентироваться в методиках, подходах, технологиях и море необходимых материалов. Только сами методики и технологии занятие проводить не будут, потому что при встрече людей важна в первую очередь личность, коммуникация и педагогическая позиция. Если посмотреть под этим углом, то сразу и отсеются ученые тетеньки, которые владеют диковинными супер-приемами, пребывают в восторге от самих себя, - но не могут установить контакт ни с ребенком, ни с мамой.
Легко выбрать педагога - не ищите методики, ищите Личность. Человека, который вдохновляет, цепляет именно Вас, с которым вам комфортно и приятно находиться, который может быть не всегда понятен, но приятен в коммуникации.
Человек, который не только не навредит Вашим детям, но и поможет, поддержит их на их пути, - смотрит на них с восхищением, как на чудо. Он видит и сильные места ребенка и те, где нужно оказать ему особенную поддержку. И уж точно, он не будет обвинять ребенка или вас в неправильном воспитании, и если заметит какой-то перекос, предложит альтернативный вариант поведения в той или иной ситуации.
Профессионально работающий с детьми человек не учит, не наставляет, не воспитывает, - а создает условия, среду, пространство для совершения открытий самим ребенком, и делает эти условия безопасными для него. При этом, он находится в коммуникации с вами. Бывает, молодой увлеченный педагог заиграется сам с игрушкой или материалом, забудется, уйдет в свой процесс, оставив группу - вот это и есть горе-педагог из начала этой статьи, про которого говорят "не наигрался сам". Мастерство настоящего педагога заключается в том, чтобы создавать атмосферу игры, участвовать в ней непосредственно, но всегда сохранять связь со всем, что происходит, чувствовать одновременно всех участников процесса, его динамику и смысл.
Они чувствуют игру на вкус и понимают, почему для детей игра названа основной деятельностью для познания мира. Не энциклопедии, не рассказы и уж конечно не запреты. А игра. В игре ребенок раскрывается, моделирует мир понятными ему способами, совершает открытия и даже общается. Хорошо, когда ребенок так играет в семье. Но, к сожалению, все чаще для создания игрового процесса теперь нужны специально обученные люди.
Быть может, кому-то покажутся эти слова абстрактными, переписанными из учебников по гуманистической педагогике или, еще того хуже, утопичными. "Покажите такого педагога", скажете.
Их не так много, но они есть. Играющие с мячами, прыгающие через веревочку и возящиеся в муке взрослые женщины и мужчины. Они знают, куда идут и принимают происходящее с радостью. Среди моих друзей есть такие педагоги.
Я сама веду занятия с детьми вот уже четырнадцатый год и понимаю: по-настоящему играть с детьми могут только по-настоящему взрослые люди.
Ищите их по горящим глазам и улыбкам.