Когда первые эмоции улеглись, теперь я могу рационально взвесить всё и написать не о том, как плохо или как хорошо, а о том, что есть по факту, реальность. И даже от неё до сих пор бегут мурашки по спине.
Может, мой рассказ будет не очень складным, причиной тому смена 6 часовых поясов, 14 часов перелета, 8 часов трансфера, 4,5 часа сна и 9 часов работы в ДДИ за 2 дня.
Петровск-Забайкальский - город, который с трудом ищется на карте. Это, проще говоря, пылинка на карте России. Забайкальский край, Читинская область. Принадлежит к администрации г.Чита, до которого при лучшем раскладе 6 часов на машине, а по тем дорогам, которые есть...часов 7-8.
"Рядом"в 4-х часах езды, Улан-Удэ, к которому по административным признакам он никак не относятся. А вокруг... степь и тайга.
До начала 90-х это был крупный промышленный город, работали 4 завода, сюда ездили за дефицитными продуктами из выше упомянутых мной городов.
Сейчас, на 700 родившихся за год детей в городе, 1000 уехавших людей, не считая естественной смертности. Оно и понятно, там нет НИЧЕГО! Единственным местом, так сказать, градообразующим предприятием, остался Детский дом интернат для умственно отсталых детей. И даже он находится не в самом городе, а за лесополосой, высоким забором с колючей проволокой, окружённый тайгой и оврагами.
К нему нет того, что хоть мало-мальски напоминало бы дорогу к гос. учреждению.
Насыпь с глубокими ямами, асфальт, видимо, сошел лет так -цать назад.
Водитель, которая везла нас туда, к слову, из этих мест, родилась здесь и прожила до 17 лет, ездила сюда постоянно к бабушке, но и она никогда не знала, что здесь, за лесополосой, живут 178 детей-сирот, которых свозят со всей области.
Ощущение, что чем оно дальше от "них" - тем меньше от него проблем, просьб, вроде как его и нет...
А как обстоят дела с медициной сирот здесь? Есть ли смысл отвечать на этот вопрос?
Да собственно так же, как и с асфальтом на дороге, которого нет.
Есть больница, есть педиатр (который и зав.отделением, принимает в поликлинике, ездит на вызовы и ещё должен приходить в ДДИ для осмотра детей) прекрасный врач, поставленный в условия, при которых он делает все возможное.
Территория ДДИ огромная и персонал старается использовать её по максимуму. Здания - внутри всё чисто, можно сказать, уютно, насколько возможно, но все очень старое и ветхое.
- Как мы рады, что вы к нам приехали! После первого раза нам говорили, бросьте, да не приедут к вам они ещё раз, с Москвы, что им делать нечего, кататься к вам!
А вы приехали, нам же кроме вас больше не на кого надеяться, неоткуда помощь получить. А она нам так нужна. Писали, много писали, просили, вот у банка просили, у завода читинского, а, что им, они далеко.
В этот раз команда психиатров, психологов, логопедов, эпидемиологов, конечно, с ЛОР и окулистом, во главе с педиатром.
Смотрели прогресс тех, кого видели в апреле, искали новых сохранных детей и детей, нуждающихся в срочной помощи.
- Душа у меня болит за него, ему здесь не место, он не тут. Не знаю, что с ним делать.
Роме 17, он с 9 лет живёт в ДДИ. Если бы я встретила его не здесь, то никогда, НИКОГДА в жизни бы не подумала бы о ДДИ. Обычный парень: красивый, высокий, с чувством юмора, понимающий, что он здесь по какой-то случайной роковой ошибке. Проблема Ромы - необразованность. Да, он умеет читать, писать, но образования нет.
Образование появилось в ДДИ в 2017 году. Сейчас он проходит программу 3-го класса с учителем, который приходит один раз в неделю на три часа!
Есть ли у парня будущее там? Помимо ПНИ и тюрьмы через полгода после выпуска, в случае снятия с него недееспособности...? Ответ очевиден. Познакомившись с ним, у меня тоже теперь болит душа за него.
Худющие, в чем только душа держится? О нет, не потому что их не кормят, а потому что им нужно спец. питание в связи с их заболеванием, усвоить они могут только его.
И узнать об этом им было неоткуда. А получить его за счёт государства, вообще отдельная история.
Слава Богу, ещё в апреле, врачи назначили 13 детям спец. питание, стоимость которого всего на три месяца чуть менее 800 000 руб. Откуда учреждению взять такие деньги?
А ещё им нужна обувь! Много обуви: специальной, обычной, удобной, любой! И одежда.
- Хочу сделать соляную комнату для детей. Как вы думаете, если я все распишу, объясню, что дети перманентно болеют (за последнее время 2 вспышки пневмонии, а как-следствие карантин, госпитализации в местную больницу, в которой даже нет нужного антибиотика), сделаю смету, сможем ли мы найти спонсора на это?
А я не знаю, не знаю, сможет ли Богом забытый Петровск-Забайкальский найти спонсора на полмиллиона рублей...
Персонал искренне заботится о детях, такую заботу редко встретишь в такого рода учреждениях. Но они не медики, а учреждение не медицинское, и знать как помочь, как облегчить и, в принципе, что с ребенком они не могут.
Мы ехали 4 часа, мы, здоровые и взрослые дядьки и тетьки, мы утряслись, укачались, нам поплохело.
Что говорить о том, когда нужно транспортировать больного ребенка 7 часов?
Как это сделать? У ДДИ в распоряжении старая, ушатанная "буханка"!
На ней не то, что детей здоровых, на ней 10 минут взрослый человек проедет с трудом по отсутствующим дорогам!
Им необходима нормальная машина для транспортировки лежачих детей! А где ее взять? Где взять на нее деньги...?
Геля стоит в кабинете. Девчушка 7 лет, маленькая блондинка, с интересующимся взглядом, но застенчивая. Улыбчивая.
Говорим о том, что ей нравится, что делает. А потом она просит: "Найдите мне маму, пожалуйста."
И я готова бетонные стены руками разбивать, только чтобы найти ее, маму для Гели. Здесь у нее будущего нет. У них ни у кого его нет.
Здесь детей не берут. Некуда, да и некому.
Некоторые бывшие воспитанники, кому удалось избежать попадания в "ад на земле" под названием ПНИ, который неумолимо следует за ДДИ, живут рядом и работают здесь, где жили всю жизни.
Потому что их там любят, потому что там - их семья, потому что больше негде, им больше некуда идти.
А ребята, ментально сохранные, знающие, что у нас в Москве сейчас 10 детей находятся на лечении и реабилитации из их учреждения, смотрят на тебя с надеждой, надеждой на то, что ты их тоже заберёшь, что придет и их очередь ехать. И они знают, что двое уже нашли свою семью и они надеяться...
И директор и персонал, все надеятся, что мы заберём этих детей, что у них будет шанс...
- Заберите их, тут им не место, тут они пропадут.
И под словом "тут" не имеется ввиду конкретно учреждение, этот одинокий город, речь идёт про систему.
Поддержать работу фонда можно:
1. SMS на 3434 с текстом ТЫНУЖЕН(пробел)сумма пожертвования
2. На сайте Фонда "Нужна помощь" nuzhnapomosh.ru, в т.ч. PayPal