«В сущности, «Муха-Цокотуха» - единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств»
Написал Корней Чуковский в своем дневнике. Потом подумал и добавил:
«наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение».
Но честь и хвала советским литературоведам и исследователям. Рассекретили. Так про что сказка «Муха-Цокотуха»?
Сначала освежим в памяти сюжет: Муха нашла деньги и пошла на базар. Затем купила самовар и позвала всех в гости на чай. Прибежали насекомые надарили ей подарков и радостно сели есть и пить. Вдруг появляется Паук и уносит Муху в темный угол. Муха зовет на помощь, но гости только прячутся и боятся помочь. Паук начинает пить кровь у Мухи (да здравствуют добрые советские сказки!), но появляется Комар и отрубает пауку голову. Затем предлагает руку и сердце Мухе. Свадьба.
Казалось бы, всё в стиле Корнея Ивановича: звери, насекомые, маршевые напевы, острый конфликт и финальная эйфория. Но в разрезе педагогического дискурса сказка сразу вызвала критическую реакцию: сюжет «Мухи-Цокотухе» подрывает детскую веру в силу коллектива (и надо сказать, правильно делает).
Позже в сказке стали видеть и политический подтекст.
Так, Паука, Муху и Комара, литературный критик Золотоносов соотносит с евреями, русским народом и патриотическими силами
На протяжении 19-20 вв неоднократно паук выступал как символом еврейства: «евреи рассеяны по всеми миру и крепкой сетью опутали государство». Отношение к еврейской нации резко приобрело негативный характер с конца 19 века, когда к власти пришел Александр III.
«В отчете графа П. Кутайсова, посланного для выяснения причин погромов, говорилось, что евреи «захватили в свои руки всю торговлю и промышленность», чем вызывают ненависть народа, выражением которой и стали погромы. На смену принципу расширения прав евреев ради их сближения с остальным населением страны пришло представление о евреях как об «инородцах», вредных для страны, и несущих ответственность за все ее несчастья. Мнение властей выразил К. Победоносцев: «Еврей — паразит, удалите его из живого организма, внутри которого и на счет которого он живет, и пересадите его на скалу, и он погибнет».
В сказке, как мы помним, Паук напал на Муху «позолоченное брюшко», «Муха денежку нашла», «приносили ей сапожки,/ а сапожки не простые-/В них застежки золотые», «Мухе-Цокотухе/Меду принесла». Т.е. Паук прельстился богатством (мед, как понятно, имеет желтый цвет).
Стоит обратить внимание и на то, в какой момент нападает Паук: во время праздника
«Евреи выживут, а русский нард погибнет – в пьянстве, распутстве, сводничестве, малолетнем грехе»
Розанов В.В.
Праздник Мухи – это типичное русское застолье, ассоциируемое с пьянством.
Сама же Муха это комичный персонаж, которого характеризует беззаботность, общительность, гостеприимность, доброжелательность. Уже из этого перечня свойств вырисовывается типичный русский характер. Стоит отметить, что в первых редакциях сказки есть описания русского праздничного этикета:
«Муха каждого поклонами встречает….
Муха каждого блинами угощает»
Обращает на себя внимание и «неслучайное случайное богатство» - «муха денежку нашла»
«Умение рисковать и неумение работать – все это типичные черты азартной натуры, неоднократно отмечавшиеся Достоевским. <….> У американцев есть поговорка, обобщающая их наблюдения относительно поведения прибывающих в страну эмигрантов. Согласно этой поговорке, немец, приезжая в страну, начинает копить деньги, француз стремится что-то быстро изобрести и разбогатеть, а русский ищет кошелек на мостовой»
Опять же неоднократно нашими русскими мыслителями был отмечен факт, что вера в какую-то фартуну, везучесть и случайность придает нашим соотечественникам удивительную несамостоятельность и безответственность. Оно или само как-нибудь решиться, или за тебя кто-то это решит.
В сказке этим кем-то выступает Комар
«Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.»
В 1882 году Виссарион Виссарионович Комаров начинает издавать антисемитскую газету «Свет»
Таким образом, "Муха-Цокотуха" это не просто сказка, оканчивающаяся свадьбой беспечной Мухи и храброго Комара, а аллюзия на дальнейшую судьбу России. Ведь только осознав себя самобытной нацией (Комар пришел на помощь), русский народ (Муха) выйдет из под влияние чужих идей и мыслей (Паук) и станет великой нацией (свадьба).
Также Вам может быть интересна статья "О чем сказка "Тараканище"?"