Вот дают тебе в классное руководство новый класс. И не знаешь ты там никого. Что этим детям нужно от школы? На что у них направлено внимание в первую очередь? Какого учителя они хотели бы иметь?
На мой взгляд, нет ничего проще спросить напрямую. Особенно, если тебе дали 10 класс. Перед тобой сидят взрослые люди (нет), со своим мнением и с адекватным пониманием своих потребностей.
Так что я быстренько устраиваю что-то вроде анкетирования. Выделяю на классном часу минут 10-15 и раздаю опросники с животрепещущими для меня вопросами.
В одном из был пункт: образ идеального учителя. Помимо ответов а-ля "который не задает домашку", "который не орет за пропуски уроков", был сильно выделяющийся ответ. Учитель не должен быть старым маразматиком, который вот-вот умрет. Я хихикнула, но потом плотно задумалась.
Что стояло за этими словами?
Писавший ребенок был далеко не примитивного мышления и не мог тупо предъявить идеальному учителю одно требование - не быть слишком старым. Впрочем, поспорить с ребенком тоже трудно. Старость отнимает у нас многое.
Пожилой человек имеет далекую от резкой реакцию. Память становится хуже. Ты выпадаешь из трендов и не понимаешь большую часть детских приколов.
Многим учителям в возрасте открываются новые уровни ЧСВ - некоторые требуют беспрекословного уважения исключительно в силу своего возраста. Но ведь ни один ребенок, особенно подросток в активной стадии бунта, не будет уважать тебя априори только за то, что ты дожил до преклонных лет.
Пожилые люди более ранимы, более наивны. Но иногда - параноидальны.
Я задаюсь вопросом: до какого возраста я имею право позволять себе оставаться в школе?
Ответа у меня пока нет. Но я прихожу к выводу, что как только я почувствую, что не догоняю шуток мальцов, или мне кажется чрезвычайно оскорбительным, что при мне в классе дети не падают ниц в восторге от моей мудрости, то я пойду преподавать в университет.
Все-таки с детьми нужно действительно быть молодым. И дело не в количестве лет, а в активности, в умении быстро перестраиваться, отказываться от чего-то, что тебе нравится, в пользу того, что нравится им - маленьким и шебутным.
В университете нет такой потребности постоянной мобилизации. В университете как раз необходим твой жизненный опыт, твои знания, твоя накопленная за век эрудиция. Но темп куда спокойнее и размереннее.