Не так давно я выучила новое слово. Ещё я прочитала по теме статью на Википедии, так что, закономерно, считаю себя вправе рассуждать на тему, спорить на тему, вольно трактовать тему, а ещё называть себя её (темы) евангелистом.
Сначала было слово. И слово было «модерн», что переводят с французского как «современный». И это было в начале прошлого века.
Помню, нашла я однажды на даче подшивку журналов «Наш современник» от 1980го года и подумала, что, так-то, журнал уже давно «Их современник». Фьють-хэй. Юмор эфэм.
Вот, с модерном, который стремился к естественности и, если хотите, честности в искусстве, примерно так же.
Стильно. Модно. Молодёжно.
Дореволюционно.
Потом настала эпоха адептов постмодернизма. Сарказма и цинизма. Осмеяние всего и вся. Эпоха Симпсонов, Футурамы и Южного парка.
И что же такое метамодерн? «Это когда вы воспитаны в культуре постмодерна, но вам хочется что-то искренне говорить» (с).
Когда вы просидели всё детство и отрочество на диете из жестокого стёба по любому поводу, а потом продолжили плыть по течению, но стали задыхаться без самой возможности восхищения простыми вещами или от стыда, что кто-то вдруг узнает, что вот этот вот толстокожий циник способен на естественные, в общем-то, чувства.
В десятых годах нашего века был даже написан манифест метамодернистов. Он ну такой..
Адептом метамодерна хочется стать не из-за задокументированности или моды, а, скорее, потому что он позволяет в своей картине мира не стоять истуканом на постаменте «разумного, доброго, вечного», но и не считать подобные архаизмы чем-то наивным и недостойным такого прохававшего жизнь тебя.
Метамодерн — это сёрфинг между традиционными ценностями и цинизмом, венец которого — искренность. Причём искренность, которая показывает тебя не жалким или слабым, а честным до последней капли.
По-моему, круто.
Как считаете?
_
Я даже упражнение сделала себе для наглядности, как мог бы выглядеть модерн–постмодерн–метамодерн на примере одной шутки.
*голосом эстрадного юмориста* Храню я, значит, на балконе стеклянные банки..
(Вы смеётесь от теплоты, потому что вы такие же, как я и как все).
У меня даже есть особая трёхлитрушка. Либо под компот, либо под мой прах после смерти. Но если будет хороший урожай черноплодки, — черт с ним с прахом — не упустите компот!
(Вы смеётесь, потому что это цинично и жёстко, вы отстраняетесь от меня и вам нравится, как я унижаю себя или других).
На самом деле я храню банки потому что боюсь, что моя страна предаст меня, как предала моих родителей. И мне придётся выживать.
(Новая искренность. Вам внезапно становится не смешно, потому что вы оказываетесь всё ещё мной. Просто я сказала то, о чём вы предпочитали даже не думать).