В России кинематограф появился в далеком 1986 году. Тогда, 4 мая по старому стилю, в Санкт-Петербургском театра «Аквариум» на открытии летнего сезона после оперетты продемонстрировали короткометражные картины Луи Люмьера. Удивительно, но тогда кинематограф «поселился» в увеселительных заведениях – кафе и ресторанах.
КИНО ДЛЯ УМА
Первым в том же году предрек широкое распространение кинематографу молодой писатель Максим Горький.
«Этому изобретению ввиду его поражающей оригинальности можно безошибочно предречь широкое распространение», - громко заявил писатель в авторском фельетоне, отметив, что новый вид искусства нужно использовать для развития ума. Те же фильмы, которые показывали на российских ярмарках, Горький с сожалением называл развратом, хотя это были вполне безобидные сценки, снятые на природе.
До 1908 года кинематограф в России называли балаганом и не признавали в нем искусства. Чаще всего в местах показа демонстрировали картины иностранного производства. В царской России производства фильмов не наладили.
Из иностранного кино показывали: хроники, пейзажные фильмы, документальные съемки, комедии, мелодрамы, а также забытый теперь жанр – феерии. Массово были распространены французские фильмы.
Чаще всего фильмы снимали на театральной сцене, актеры вовсю жестикулировали на сцене – ведь кино было немым.
НЕМОЙ ДЕБЮТ
Первая русская кинокартина была снята в 1908 году Владимира Ромашкова под названием «Понизовая вольница». Фильм был снят с постановочным размахом и оригинальной музыкой Ипполитова-Иванова. Все фильмы в царской России были немыми.
Фильм сняли на озере Разлив с участием 150 человек массовки. Автор сценария Владимир Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей, попросив защитить его авторские права, но его произведение признали не подходящим под определение литературного произведения. Это не говорит о том, что сценарий был примитивен, скорее он был написан в непривычном для литераторов жанре.
Фильм имел оглушительный успех среди зрителей из самых разных социальных слоев. Это послужило стимулом для массового производства фильмов в России: с 1908 по 1913 год их было снято 275. Чаще всего это были экранизации русской классики и исторических событий.
Постепенно зарождалась научно-популярная кинематография.
ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ
В 1911 году был сделан значительный прорыв в отечественном киноискусстве, когда на экраны вышел исторический фильм «Оборона Севастополя», который сняли и поставили под руководством военного консультанта в подлинных исторических местах. В фильме есть масштабные баталии.
Историки отмечают, что фильмы того времени большей частью обращены в прошлое, они не видят отчетливых перспектив будущего, потому что его в поздней царской России трудно и опасно предугадывать. Поэтому, когда дело касалось современности, то авторы часто уходили в дешевую комедию.
ПОЛЕЗНЫЙ КАДР
Тогда русский классик сказал, что кино можно использовать в благих целях, но сейчас этого не происходит.
- Всю ночь думал о том, что нужно писать для кинематографа. Ведь это понятно огромным массам, при этом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять. А десять. Пятнадцать картин, - говорил писатель.
В книге «Вблизи Толстого» исследователь Гольденвейзер писал, что Толстой заинтересовался кинематографом, заметив, что его надо использовать во благо, потому что в некоторых случаях он может быть полезнее книги.
Продолжение следует.