Найти в Дзене
КиноНытик

Исторические очерки: как возник кинематограф в царской России

В России несколько десятилетий снимали черно-белые фильмы
В России несколько десятилетий снимали черно-белые фильмы

В России кинематограф появился в далеком 1986 году. Тогда, 4 мая по старому стилю, в Санкт-Петербургском театра «Аквариум» на открытии летнего сезона после оперетты продемонстрировали короткометражные картины Луи Люмьера. Удивительно, но тогда кинематограф «поселился» в увеселительных заведениях – кафе и ресторанах.

Творение братьев Люмьер использовали в кафе и ресторанах
Творение братьев Люмьер использовали в кафе и ресторанах

КИНО ДЛЯ УМА

Первым в том же году предрек широкое распространение кинематографу молодой писатель Максим Горький.

«Этому изобретению ввиду его поражающей оригинальности можно безошибочно предречь широкое распространение», - громко заявил писатель в авторском фельетоне, отметив, что новый вид искусства нужно использовать для развития ума. Те же фильмы, которые показывали на российских ярмарках, Горький с сожалением называл развратом, хотя это были вполне безобидные сценки, снятые на природе.

До 1908 года кинематограф в России называли балаганом и не признавали в нем искусства. Чаще всего в местах показа демонстрировали картины иностранного производства. В царской России производства фильмов не наладили.

Много позже в кино снялся молодой Владимир Маяковский. Но это уже из совсем другой истории
Много позже в кино снялся молодой Владимир Маяковский. Но это уже из совсем другой истории

Из иностранного кино показывали: хроники, пейзажные фильмы, документальные съемки, комедии, мелодрамы, а также забытый теперь жанр – феерии. Массово были распространены французские фильмы.

Чаще всего фильмы снимали на театральной сцене, актеры вовсю жестикулировали на сцене – ведь кино было немым.

НЕМОЙ ДЕБЮТ

Первая русская кинокартина была снята в 1908 году Владимира Ромашкова под названием «Понизовая вольница». Фильм был снят с постановочным размахом и оригинальной музыкой Ипполитова-Иванова. Все фильмы в царской России были немыми.

Фильм про Стеньку Разина имел оглушительный успех. Продюсер даже организовал рекламную кампанию
Фильм про Стеньку Разина имел оглушительный успех. Продюсер даже организовал рекламную кампанию

Фильм сняли на озере Разлив с участием 150 человек массовки. Автор сценария Владимир Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей, попросив защитить его авторские права, но его произведение признали не подходящим под определение литературного произведения. Это не говорит о том, что сценарий был примитивен, скорее он был написан в непривычном для литераторов жанре.

Фильм имел оглушительный успех среди зрителей из самых разных социальных слоев. Это послужило стимулом для массового производства фильмов в России: с 1908 по 1913 год их было снято 275. Чаще всего это были экранизации русской классики и исторических событий.

Постепенно зарождалась научно-популярная кинематография.

ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ

В 1911 году был сделан значительный прорыв в отечественном киноискусстве, когда на экраны вышел исторический фильм «Оборона Севастополя», который сняли и поставили под руководством военного консультанта в подлинных исторических местах. В фильме есть масштабные баталии.

В "Обороне Севастополя" есть ряд батальных сцен
В "Обороне Севастополя" есть ряд батальных сцен

Историки отмечают, что фильмы того времени большей частью обращены в прошлое, они не видят отчетливых перспектив будущего, потому что его в поздней царской России трудно и опасно предугадывать. Поэтому, когда дело касалось современности, то авторы часто уходили в дешевую комедию.

ПОЛЕЗНЫЙ КАДР

Тогда русский классик сказал, что кино можно использовать в благих целях, но сейчас этого не происходит.

- Всю ночь думал о том, что нужно писать для кинематографа. Ведь это понятно огромным массам, при этом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять. А десять. Пятнадцать картин, - говорил писатель.

В фильмах часто демонстрировали достижения науки и техники
В фильмах часто демонстрировали достижения науки и техники

В книге «Вблизи Толстого» исследователь Гольденвейзер писал, что Толстой заинтересовался кинематографом, заметив, что его надо использовать во благо, потому что в некоторых случаях он может быть полезнее книги.

Продолжение следует.