- Что-то с тобой не так, - сказала она, входя с мороза.
- Что именно? – уточнила я.
- Тебя куда-то не туда несет. Тебе уже не двадцать, прости, что напоминаю. Но живешь ты жизнью инфантильного, безответственного подростка!
- Тааак, это интересно, - сказала я и потянулась на диване. Я лежала и смотрела в потолок, а кот сидел рядом и отчаянно зевал. – Давай, перечисли мне мои грехи!
- Ты ни в чем не знаешь меры, - охотно продолжила она. – Живешь, будто пишешь черновик, а чистовика не будет! Ты, если ешь, то как после голодовки, пьешь – ну ладно, пусть не так много, но что, что ты пьешь? – она кивнула на пустую бутылку из-под венгерского столового вина. – Бррр! Ты куришь по пачке в день, это невыносимо! Одеваешься в магазине для сектантов! Смотришь безобразное кино, его даже в Арт-подвале не покажут, оно слишком бездарно! Ты не садишься за инструмент, а если сядешь, то играешь вальсы, как марши! Зачем тебе твое консерваторское образование? Ты ездишь на сомнительные фестивали в странные города – ну где, где на карте Кортов, в котором ты была на прошлой неделе? Ты читаешь макулатуру, когда в твоем шкафу твоими родителями была собрана шикарная библиотека! Ты не хочешь найти нормальную работу, с девяти до шести, только потому, что какому-то идиоту вздумалось сказать тебе, что ты стоишь большего! А чего – большего? ! Ты не хочешь общаться с нормальными мужчинами вроде Алика, тебе подавай каких-то непризнанных гениев и непременно интровертов, со сложным взглядом и такой же судьбой! Тебя знают все издательства, и да, ты неплохо пишешь, но при твоей неорганизованности ты никогда ничего не издашь, ты слишком ленива! В квартиру зайти к тебе – как сквозь поваленный лес пробраться! Что за конура? Ты на что надеешься? И почему не отвечаешь? Обдумываешь очередной гениальный план, как проснуться знаменитой?! Ответь, я кому это все вещаю?
- Присядь, выдохни, - ответила я и повернулась к ней лицом. – Давай по пунктам. С конца. Квартиру я сдам на следующей неделе, я еду в Галичкину слободу, попробую снять там дом и закончить текст. Если успею до марта – его издадут в «Тринити- пресс». Я перечитываю «Доктора Живаго», это вряд ли макулатура, согласись. Инструмент я люблю, играть не брошу, не переживай. С Аликом покончено, но и с интровертами со сложным взглядом – тоже. Сейчас вот общаюсь с одним умным и успешным адвокатом – все, как тебе нравится. И даже скоро выйду на работу, нашла хорошую должность на кафедре истории музыки. Плюс репетиторство возьму. Что скажешь?
Она долго смотрела в пол и чуть влево, соображая, в чем подвох. Не найдя подвоха, она выпрямилась, вытянулась в струну, набрала воздуха побольше и сказала:
- Ты никогда не повзрослеешь. Какой успешный юрист? Он клюнул на джинсы из секонд-хенда и стрижку а-ля Ринго Старр? Какое «Тринити», они же мошенники? «Доктор Живаго» - в программе десятого класса, ты должна его уже наизусть выучить была! Почему ты едешь в Галичкино, там же адски дорого?! Твои копейки за кафедру музыки и репетиторство не покроют расходов на дом! Не выдумывай этих успокоительных фраз! Ты распыляешься по сторонам, ты не сосредоточилась в итоге ни на чем конкретном и стоящем! Я не могу о тебе говорить даже с родственниками, тем более с коллегами! Не хочу сравнивать, но у Леры Воронцовой даже близких к твоим стартовых условий не было. А что теперь Лера? Она руководит отделом в банке, растит дочь, муж – доктор наук и профессор университета в Копенгагене…
Она говорила все тише, как-то без запала; было видно, что слова эти отрепетированы неоднократно, и ей самой уже не в радость высказывать мне это все. Но какая-то сила, какое-то неписаное правило в который раз заставляет ее приходить и проливаться упреками и разочарованием на мою голову, лохматую а –ля Ринго Старр.
- Я позвоню тебе, когда устроюсь в Галичкине, мам.
Она не ответила. Дверь за ней захлопнулась с жутким грохотом, от которого нервно звякнули три старых винных бокала в бабушкином шкафу.
На следующий день мне позвонил мой успешный адвокат, с которым нас связывали исключительно деловые отношения. Адвокат сообщил, что издательство «Тринити – пресс» обанкротилось.