Каждый человек, так или иначе, знает о существовании немецких концлагерей, судебных процессах над надзирателями.
В попытках обвинить меня не в объективности, мне часто оставляют комментарии о "вертухаях из НКВД", про которых я не пишу. Напомню, что мой канал посвящен только женщинам, и я не владею информацией о надзирательницах советских лагерей.
Пожалуй, на этом праведный гнев комментаторов и заканчивается. Больше ни о ком меня не просят написать.
Но что знаем мы о японском отряде "731", ставившими опыты похлеще нацистов? Никто из этого отряда не понес наказания, а спокойно продолжал работать. О красных кхмерах, которые полностью уничтожали семьи неугодных, включая детей? О вьетнамском лагере Фукуок? И о многих других местах, где творилось и творится зло.
Историю геноцида Руанды 1994 года я помню еще из детства. Впервые я прочитала о нем в журнале "Эхо планеты". Это не такое далекое прошлое. Это 1994 год! За 100 дней был убит примерно 1 миллион человек. Это седьмая часть всего населения Руанды.
Исторически в Руанде существовало бок о бок два племени: хуту и тутси. В разные времена власть переходила то к одному, то к другому племени. Белый человек решил, что надо поддержать племя тутси. Положение хуту от этого становилось все хуже. Недовольство росло, что привело к перевороту и этническим чисткам. До 1994 года у руля власти стояли хуту. С 90-х годов на территории Руанды началась гражданская война, но к 1994 году был установлен шаткий мир. Все изменилось со смертью президента Руанды. Хуту стали уничтожать всех тутси без разбора.
Причем здесь женщины?
Все считали Зулу Карухимби ведьмой. Ее остерегались как хуту, так и тутси, но ей удалось спасти в своем небольшом доме 100 тутси, 50 хуту, два тва и троих белых. Кто-то прятался под крышей, кто-то под кроватью, кто-то под полом, прикрытый банановыми листьями и корзинами. Тем, кому в доме места не нашлось, сидели на ветках дерева.
Любой человек, укрывавший или помогавший тутси, должен был быть убит. Эта участь ждала и Зулу. Когда ее дом был окружен, она смазала ладони соком растений, который вызывает раздражение. Женщина дотронулась до убийц, а те, почувствовав жжение, поверили, что она действительно может их проклясть. Она шумела и гремела в доме, говоря, что эти звуки издают рассерженные духи.
Зулу Карухимби говорила, что у нее не было никаких тутси, но если кто-то попытается проникнуть в ее дом, она нашлет проклятье. Рисковать и проникать в дом не стали, но обстреливали его неоднократно. В такие моменты скрывающиеся люди прятались на полу. Были и попытки сжечь дом ведьмы.
Она не знала имен большинства спасенных людей. Она прятала младенцев, которые приносили умирающие матери. Она не искала выгоды, а действовала бескорыстно. Для нее все люди были одинаковы, независимо от цвета кожи.
Во время этого конфликта женщина потеряла сына (зарезали) и дочь (отравили). Соседи потом говорили, что Зулу спасла столько людей, а своих детей не сберегла.
Жизнь ее после 94-го года никак не изменилась. Женщина также занимается целительством и живет все в том же доме без электричества.
Сейчас местные все меньше принимают лекарственную помощь от Зулу. Во многом это связано с христианизацией Руанды и преследованием ведьм и целителей.
Эта смелая женщина из далекой африканской страны считала самым главным в жизни любовь. "... любовь - это самое главное. Найди того, кого любишь, и будущее всегда будет светлым..."