Найти тему

ЧТО ТАКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ НА ТОВАР И НУЖНА ЛИ ОНА ПОТРЕБИТЕЛЮ?

Очень часто от граждан поступают жалобы по поводу отказов продавцов в удовлетворении требований потребителей о гарантийных ремонтах товаров, вместе с которыми была приобретена так называемая дополнительная гарантия. Хочется вкратце объяснить, что это такое.

ОТЛИЧИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГАРАНТИИ ОТ СТРАХОВКИ:
Как правило, продавец по такой дополнительной гарантии берет на себя обязанность принимать претензии к качеству товара в более длительный период по сравнению с основной гарантией. Не будем рассматривать случаи, когда продавец под дополнительной гарантией «впаривает» покупателю страховку на товар. Не стоит путать одно с другим, т.к. по договору страхования страховая компания (не продавец!) обязуется возместить ущерб, причиненный застрахованному имуществу, при наступлении определенных случаев, прописанных в договоре. Будьте внимательнее, т.к. зачастую такая страховка практически не дает никакого права страхователю на возможность получения страхового возмещения, страховая компания прописывает в полисе страхования варианты страховых случаев так хитро, что даже при их наступлении отказывает в страховой выплате. Это просто сбор денег.

ПРИМЕР
К примеру, телефон застрахован от попадания в него воды, но если вода попала и телефон вышел из строя по неосторожности его владельца (уронил в унитаз, в лужу), то на выплату рассчитывать не стоит.
Таким образом, страховку лучше не приобретать: отдадите деньги, а услугу от страховой компании не получите.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГАРАНТИИ?
Вообще, в Законе РФ «О защите прав потребителей» понятие «дополнительная гарантия» Вы не найдете. Статьей 5 Закона предусматриваются гарантийный срок, срок годности (для продуктов и некоторых непродовольственных товаров) и срок службы товара.
Как правило, сроки службы товара более длительны, устанавливаются изготовителем или государственными стандартами, но ограничиваются 10 годами с момента передачи товара потребителю.
Сроки годности устанавливаются изготовителем товара, а также государственными стандартами качества.

Гарантийный срок (говоря не юридическим языком) – это срок принятия претензий по качеству, который вправе установить изготовитель или продавец в отношении непродовольственного товара (как технически сложного, так и обычного).

ОСТАНОВИМСЯ НА ПОСЛЕДНЕМ
Из изложенного следует, что продавец, имея право устанавливать гарантийные сроки, может предоставить дополнительное гарантийное обязательство. На практике продавцы преподносят покупателям стоимость дополнительной гарантии, поясняя ее тем, что платность такой услуги объясняется предоставлением гарантии за пределами гарантийного срока, установленного изготовителем. И это юридически обоснованно.
К примеру, на телефон некой марки изготовитель установил гарантийный срок, в течение которого принимаются претензии потребителей к качеству, сроком на 1 год с даты передачи потребителю. Поскольку есть гарантия от изготовителя, продавец говорит покупателю, что, мол, вот гарантия 1 год, но если хотите, магазин даст Вам гарантию еще на один год. И это вполне законно.

Однако, продавая такую дополнительную гарантию, продавец вручает потребителю свою гарантийную (сервисную) книжку, в которой указываются более подробные моменты для отказа в гарантийном обслуживании.

Вот на чем и следует заострить свое внимание. Если желаете воспользоваться доп.гарантией продавца, советую взять сервисную книжку изготовителя и гарантийную книжку продавца, сверить указанные в них условия и правила эксплуатации. Допустим, в книжке изготовителя есть основание для отказа в гарантийном обслуживании, если телефон ремонтировался не в уполномоченном сервисном центре. В гарантийной же книжке продавца с доп.гарантией прописано в качестве основания для отказа: если телефон раньше подвергался ремонтному воздействию, но при этом не оговорено, кем ремонтировался товар: сервисной службой изготовителя или сторонней сервисной мастерской.

Понятно, что продавец, если дело дойдет до суда, будет ссылаться на этот пункт в случае, если телефон ремонтировался даже в уполномоченной организации изготовителя по основной гарантии. Есть много случаев, когда суды занимали позицию продавца и отказывали в удовлетворении исковых требований. Так что при обнаружении отступлений условий доп.гарантии продавца от условий гарантии изготовителя лучше задуматься и отказаться от такого приобретения, поскольку ситуация будет такая же, как со страховкой.

Лично я никогда не приобретаю ни страховки, ни дополнительные гарантийные обязательства, т.к. знаю, что в силу ст. 18 Закона о ЗПП у меня есть право обратиться с претензией к изготовителю в течение срока службы товара, который покрывает все сроки по основным и доп.гарантиям, чего и Вам советую