Найти тему
History Dog

Как Христианство спасало Римскую империю(ч.3)

Оглавление

часть (1) - https://zen.yandex.ru/media/id/5b115e9cef81559857aa0e51/kak-hristianstvo-spasalo-rimskuiu-imperiiuch1-5d9222e7d7859b00b118242b

часть (2) - https://zen.yandex.ru/media/id/5b115e9cef81559857aa0e51/kak-hristianstvo-spasalo-rimskuiu-imperiiuch2-5d922484118d7f00b1c76e74

7. Судьба Британии

Типичный пикт из палаты мер и весов
Типичный пикт из палаты мер и весов

Теперь, чтобы не быть голословным, приведём обратный пример. Когда легионы были выведены из Британии, то там в течении нескольких лет случился немножко геноцид. Я серьёзно. Пикты и прочие НЕхристианские унтера полезли с севера и востока, раздавили местное сопротивление и затем уж кто его знает что там творилось, но в этот период у местного населения меняется генокод и следы британских кельтов там с тех пор почти исчезают. То есть они вырезали столько мужиков и осеменили столько женщин, чтобы нам это отсюда было видно при исследовании останков. Естественно что от городов ничего практически не осталось, огонь цивилизации был потушен, после чего культурный уровень аборигенов вернулся на доцезарианский - ковыряние палкой-копалкой в жопе, человеческие жертвоприношения и вся подобная ерунда. Британия погрузилась не просто в Тёмные Века, она рухнула в Ого Какие Темнющие Века, а цивилизация и государственность были снесены под котлован. Ровно то же самое ждало и континентальных римлян, если б они в свое время не подстелили соломки, пару столетий старательно моя своим федератам мозг, превращая их в своих братьев по разуму и во Христе. Более того, у нас есть отличный пример Атиллы, который собрал вокруг себя кучу всяких нецивилизованных варваров, и они, в своём походе на ЗРИ, занимались именно тем, чем и положено заниматься варварам-ортодоксам - жгли, резали и осеменяли всё что видели перед собой. Христианизация федератов спасла территории бывшей ЗРИ от полного разорения, и ещё лет сто там, на уже бывшей территории бывшей Империи, шли встречные процессы деварваризации варваров и варваризации ромеев, пока всё не зафиксировалось на уровне чуть ниже среднего.

8. Попытка реванша Восточной Римской Империи

Я вот уверен что данный исход предусматривался римскими стратегами. Сомневаюсь что они именно так всё планировали, но учитывая что имперка по швам трещала не первое столетие, то выпадение отдельных регионов из под контроля Римом было, считай, неизбежностью. А теперь следите за руками. Вот мы в прошлом пункте посмотрели как оно бывает на примере бриттов. Вывел ты легионы на пару лет, потом возвращаешься, а там уже полный пипец. Вся долгая, кропотливая работа по построению инфраструктуры и отучиванию местного населения подтирать жопу лопухами - коту под хвост, там всех убили и всё разрушили. Заново чтоле ещё лет двести туда ресурсы вливать чтобы опять этих надоевших дикарей делать римлянами? Вот и я думаю что оно никому не интересно. Поэтому план был такой - создаём единое культурное пространство, и всех возможных отжимателей территорий превращаем в себе подобных. Единый язык (латиница, а что, она и сейчас в основе большей части европейских языков), религия, культура, максимальное приближение к римскому идеалу. Затем повторяем этот процесс лет сто-двести, и вот уже этим мудакам можно и регионы сдавать, не боясь что они там за пару лет всё под котлован сровняют. Более того, если имперка вылезла из кризиса, то она бы с относительной лёгкостью подчинила себе эти относительно цивилизованные народности. Не сложилось с этим делом, но тут нет их вины. Велирисарий через пол века после окончательного падения ЗРИ достаточно легко завоёвывает Африку и часть Испании, а потом ведёт тяжёлую, но успешную войну в Италии, практически восстанавливая Империю в её прежних границах. Потом приходит чума, тяжелейшая война с Парфией, а мусульмане добивают. Короеч, с реставрацией как-то не сложилось, в силу внешней конъюнктуры, но все условия для этого были в наличии, именно благодаря культурной идентичности. Варварские королевства - часть христианского мира, а в этом мире только одна империя, со столицей в Константинополе. И то что она долбила формально подчинённых себе королей руками Велирисария - это вполне в рамках этой протофеодальной логики. В общем - пацаны к успеху шли, не подфартило.

Почти, почти шмогла Византия при Юстиниане реставрироваться в прежних границах, но увы. Это у нас 527—565 годы
Почти, почти шмогла Византия при Юстиниане реставрироваться в прежних границах, но увы. Это у нас 527—565 годы
А это спустя всего один век. Арабы поедают 2\3 территории Византии, забивают её в угол и она следующие века только и делает что пытается выжить в этом сложном и тяжелом мире. На этом попытка реставрации Римской Империи прямыми потомками этих самых римлян — заканчиваются.
А это спустя всего один век. Арабы поедают 2\3 территории Византии, забивают её в угол и она следующие века только и делает что пытается выжить в этом сложном и тяжелом мире. На этом попытка реставрации Римской Империи прямыми потомками этих самых римлян — заканчиваются.

9. Темные Века

Византия из исходника для восстановления Римского Мира превратилась в региональную державу, все силы бросающую на борьбу с расползающимися муслимами, чума перебила ~90 миллионов в основном городского населения, наступают Тёмные Века. Века реально Тёмные, и наступают только сейчас, в начале седьмого века. До этого всего лишь отцветала осень античности, всё ещё можно было как-то реанимировать, христианский мир корежило, но он проявлял себя очень жизнестойким помидором. Потом уже всё. Муслимы в Испании, Италия разорена, чума уничтожила остатки античной цивилизации, Византия в дауне. И ситуация выглядит безнадежной. И тут внезапно выясняется что в этом первичном бульоне, где государства погибли, идёт война всех против всех и никто не понимает что происходит, единственная организация сохранившая какой-то контроль над христианским миром в целом - христианская церковь. Данная контора ни с кем не воевала, копала свои религиозные грядки и пользовалась, в наступившем вакууме, неплохими привилегиями. Главное что у них было это легитимность, которую они могли отгружать варварским королям, и превращать их из каких-то ноунеймов в божьих помазанников, за что и пользовались практически полной неприкосновенностью, хоть и не имели какого-то собственного силового ресурса. Да и муслимы лезли со всех щелей, а против неверных все мы правоверные, как известны. Крч, какие-то глобальные движи в рамках этих Фаллен Штатов могла организовать только церковь, и именно она не дала этому скорее уже не Римскому а Христианскому Миру расползтись по швам. Кроме того, после чумы и войн города как источники знаний и специалистов утратили своё значение, зато очень сильно поднимаются монастыри. Именно там можно было хотя б научится читать и писать, а также какой-то базовый курс знаний получить. Итого, в этот период церковь спасает осколки античного знания, чё осталось после всех прошедших событий, кое-как координирует действия варлордов на местах, придаёт их правлению легитимности. В самый тяжёлый для Европы период, когда можно было реально скатить пол континента в совсем уж долбанное варварство, именно церковь вытаскивает катку.

Типичное занятие европейцев в период между падением Рима и воцарением франков, хехе.
Типичное занятие европейцев в период между падением Рима и воцарением франков, хехе.

11. Императоры запада

Затем начинается период франков. Как вы поняли, главное чего добились попы на этот период это сохранили то единое культурное пространство христианского мира, которое римские стратеги ещё второго-третьего веков готовили под себя, чтобы в случае чего суметь сначала схлопнуть а потом быстро развернуть имперку в прежних границах. Западная имперка в итоге сдохла, восточная почти смогла реставрироваться, но потом тоже почти сдохла, и на пару веков этот процесс остановился. Пока не начали подниматься франки, которые за три поколения всё сделали по красоте. Карл Мартелл объединяет франков и даёт люлей муслимам. Его сын, Пипин Короткий, захватывает все что к полу не приколочено, в том числе и совершает поход в Италию, где дружит с римским патриархом и приобретает, можно сказать, "лицензию на объединение христианского мира крестом и мечом". Ну а сын Пипина, Карл Вёликий, уже разворачивается по полной, объединяя всё до чего руки доходят, коронуется Императором Запада, шлёт подальше Византию, и закладывает столько крутых вещей, что я устану их тут перечислять. Это стало возможно потому что союз силы и веры - ой какая невывозимая связка в тамошнем христианским мире. Фактически, династия Каролингов даже не столько завоевывала, сколько собирала земли, реставрируя ЗРИ. Церковь при ней очень сильно поднимается, закладывается основа для церковного раскола (католики и православные это отсюда), основывается Испанская Марка, которая через лет четыреста закончит Реконкисту и станет Кастилией с Арагоном. На восточных границах создаются буферные зоны чтобы славяне не набигали. Христианский мир склеивается в одну большую имперку. Очень быстро и очень легко. Чтобы понять что это ненормально почитайте про саксов. Карл с ними воевал тридцать лет, чуть ли не каждый год устраивая походы, и по итогу просто вырезал там всё население под корень, заполонив своими поселенцами. Мне кажется что по уровню превознемогания войны с саксами примерно равны всем остальным войнам. А теперь посмотрите на карту, Саксония это такая блямба на севере, истыканная точками восстаний. Вот тут ключевой момент одиссеи. Если б церковь не сохранила вкусный и питательный бульончик Христианского Мира, то никакой Карл ничего бы не смог, вообще. Потому что эти саксонии были бы везде, по всей имперке. И тут бы десяти поколений беспощадно резни не хватило бы, чтобы запилить имперку такого размера. Ничего бы не было, если б не церковь, если б не христианизация федератов, а в конечном итоге если б какой-то седой римский магистрат где нибудь при дворе Диоклетиана не придумал бы весь этот христианский гамбит. Хрен бы мы с вами жили в том мире, в котором мы живём сейчас. Христианская цивилизация погибла бы, и какие-нибудь гунны дожрали бы остатки, а потом тысячу лет тут был бы мрак, ужас, и полное, беспросветное говно.

Империя франков при Карле
Империя франков при Карле
Божею милостью Император Запада собственной персоной, со всякими религиозными штуками в руках.
Божею милостью Император Запада собственной персоной, со всякими религиозными штуками в руках.

Послесловие

Христианский гамбит сыгран, чего дальше? А дальше имперка Карла уже при его сыне валится на три части, образуя то что потом станет Францией, Италией и СРИ. Но это был именно распад на огромные, жизнеспособные куски, которые просуществуют ещё очень и очень долго. Наступает ранний феодализм, Долгая Зима заканчивается, здравствуй, Средневековье. В этот период церковь продолжает богатеть, но всё ещё прямо не лезет в политику руками, оставаясь неким модератором и моральным авторитетом. Деньги и ресурсы идут на всякие социальные программы, книжное дело ставится на поток, процветают искусства, храмы один другого охуеннее вырастают. У Христианского Мира появляется внешняя политика, бить еретиков становится госзаказом, так сказать. Крестовый походы, восточная и северная экспансия, где крестом а где мечом, но обычно в связке. Рождается и обретает силу то чудовище, которое в колониальную эпоху захватит весь мир, всем принесёт слово Господа, цивилизацию, войну и смерть. И вот, как раз на старте Великих Географических Открытий церковь начинает мешать. Мир изменился, усложнился и набрал сил, нянька стала больше не нужна. И вот вам финальный аккорд, так сказать. Церковь, как было сказано выше, является крупнейшим феодалом Европы, самым богатым и мощным. И вот тогда, стартуя Эпоху Возрождения приходит она, Реформация. Суть которой в том, что для перехода от позднего феодализма к нормальным государствам и для образования третьего сословия буржуа нужны, как ни странно, значительные ресурсы. И церкви, за полтора века, пришлось везде на континенте обезжириться, где-то радикально потеряв всё (протестантские страны), где-то поделившись частью накопленный богатств (Франция, СРИ, Италия). Это единовременно вливание в экономику церковных денег подстегнуло колониальную гонку, промышленную революцию, и, в конце концов, дало европейцам завоевать мир. Церковные деньги это, можно сказать, наследство, которое христианский мир получил в год своего совершеннолетия. Последний подарок античной цивилизации своим потомкам.