Найти в Дзене
History Dog

Как Христианство спасало Римскую империю(ч.2)

часть (1) - https://zen.yandex.ru/media/id/5b115e9cef81559857aa0e51/kak-hristianstvo-spasalo-rimskuiu-imperiiuch1-5d9222e7d7859b00b118242b 4. Последствия Вера стала единой, появилась идентичность, это продлило имперке срок существования примерно на столетие, хотя и имело некоторые неприятные последствия вроде закручивания идеологических гаек или религиозных погромов. Большую часть античного культурного наследия уничтожили не варвары какие-нибудь, а вполне системные религиозные фанатики, в рамках своей борьбы на умы масс. Варвары уже доламывали остатки. Факт - единственная конная статуя дошедшая к нам с античности это Марк Аврелий второго века. Его принимали за Константина Великого (император-христианин, канонизирован), поэтому не трогали. Такие вот дела. Остальное всё сломали, до чего дотянулись. Но, однако, античное наследие - не слишком высокая цена за выживание империи, на самом деле. 5. Гибель Империи Имперка всё равно рухнула, как вы помните. Не под страшными внешними ударами, а
Оглавление

часть (1) - https://zen.yandex.ru/media/id/5b115e9cef81559857aa0e51/kak-hristianstvo-spasalo-rimskuiu-imperiiuch1-5d9222e7d7859b00b118242b

4. Последствия

Та самая статуя.
Та самая статуя.

Вера стала единой, появилась идентичность, это продлило имперке срок существования примерно на столетие, хотя и имело некоторые неприятные последствия вроде закручивания идеологических гаек или религиозных погромов. Большую часть античного культурного наследия уничтожили не варвары какие-нибудь, а вполне системные религиозные фанатики, в рамках своей борьбы на умы масс. Варвары уже доламывали остатки. Факт - единственная конная статуя дошедшая к нам с античности это Марк Аврелий второго века. Его принимали за Константина Великого (император-христианин, канонизирован), поэтому не трогали. Такие вот дела. Остальное всё сломали, до чего дотянулись. Но, однако, античное наследие - не слишком высокая цена за выживание империи, на самом деле.

5. Гибель Империи

Имперка всё равно рухнула, как вы помните. Не под страшными внешними ударами, а в силу естественной деградации. Собственные федераты разобрали её куски себе в наследство, напилили варварских королевств и стали жить-поживать. И вот тут религия сделала свой главный ход конём, который отбивает все прошлые и будущие издержки от её существования в нашей объективной реальности. Религия, как я уже говорил, равно идеологии. А идеология - товар экспортный, особенно если у соседей её в принципе не существует в силу общественного устройства. Это страшное идеологическое оружие, которое в прямом смысле переваривает народы без прямой военной оккупации. Когда римляне получили эту свою религиозную дубинку у них как раз закончился жуткий Кризис Третьего Века, в результате которого римская армия перестала существовать, Империя пережила тяжёлый экономический кризис но не пережила кризис управления. Последний вошёл в хроническую стадию, и после этого моменты когда империя хоть чем-то управляла на докризисном уровне, её решения были своевременно и эффективны - можно по пальцам пересчитать. И, одновременно с этим, потеряв свою лучшую в мире армию и не способная никакие проблемы решать в реальном времени - имперка возвращается к истокам. Когда я про Раннюю Республику говорил, то отмечал, что в то время римская армия была говном, и поэтому римляне мастерски владели "мягкой силой", политическими многоходовочками, и очень любили решать свои проблемы чужими руками. Тут пришлось вернутся к данной практике, и заняться окультуриванием федератов, где первую скрипку играло именно христианство, в своей экспортной версии.

Такие дела.
Такие дела.

6. Варварские королевства

Федераты это варвары, да. Они жили себе за Рейном и Дунаем, торговали с Римом, находились под его культурным влиянием, и иногда, канешн, грабили убивали, но глобально - они хотели быть римлянами. Очень хотели. Варварские риксы очень хорошо понимали что вообще то они живут в говне и молятся каким-то корням, и им это было вообще не очень интересно, тем более когда в паре сотен километров развитая цивилизация с дорогами, городами и акведуками. То есть там и до Кризиса всё было более-менее хорошо, а после него, когда большую часть этих самых варваров Рим официально берет на службу и начинает платить жалование - стало совсем хорошо. Варварские верхушки принимают христианство практически поголовно, это было одним из условий работы на Рим, а затем и сами Федераты постепенно романизируются и христианизируются. Фактически, когда всё рухнуло, то через Рейн попёрли не какие-то дикари времен Цезаря, а братушки во Христе, которые аккуратно, деликатно входили в права наследования, ничего не ломая и не уничтожая, мягко (ну, для варваров) перехватывая управление. Вот например франки, Франское королевство раскинулось на территории двух римских провинций, но у нас нет свидетельств особо лютой жести. Города существовали, дороги чинили, акведуки работали, ремесленники ремеслили, всё было как раньше. Даже имперские чиновники по большей части остались на местах. Прост сменился слой знати, его заняли франкские варлорды. Ну и монополия на насилие перешла к ним, естественно. При этом когда пришли гунны, реальные варвары, которые всё разрушали и жгли, то била их на Каталуонских Полях сборная христианских (!) варварских королевств во главе с Аэцием. Которая собралась в основном потому что она христианская, и федераты считали себя прямыми наследниками Империи, без всяких шуток. Соответственно, им было не очень интересно уступать её каким-то унтерам-гуннам. А ещё через пару десятков лет ЗРИ наконец-то закончилась и Одоакр сверг последнего западного римского недоимператора. Затем, чтобы окончательно зафиксировать ситуацию, он собрал императорские реликвии и отослал их в Константинополь, действующему римскому императору, формально признавая его власть.

Какие-то федераты, скорее всего готы, осматривают свои новые владения.
Какие-то федераты, скорее всего готы, осматривают свои новые владения.