Среди великих полотен особенно завораживают те, которые, на первый взгляд, не представляют собой какого-либо труда. Наоборот, нам демонстрируется какое-то шалопайство. Но оно непостижимым образом складывается в шедевр живописи. Одно из таких чудес - "Певица в зеленом" Эдгара Дега.
"Певица в зеленом"
Картина небольшая, 60*40 см. Выполнена пастельными мелками на голубой бумаге примерно в 80-х годах XIX века. А обнародована была только в 1898 году, когда была распродана одна из частных коллекций живописи.
Молоденькая девушка (вероятнее всего, моделью послужила 14-летняя балерина Мария Ван Гетем) только что закончила выступление. Какой-то рецензент так выразился о ее плебейской внешности: "С грацией маленькой обезьянки эта девушка скрывает за своей улыбкой ожидание аплодисментов".
Зеленый цвет в названии картины - это традиция. Картина называется так очень давно. На самом деле зеленого на певице не так уж много. Наряд состоит из всего на свете, причем он очень дешевый. Но под искусственным светом платье цепляет глаз (на это оно и рассчитано). Задача девушки - не просто спеть, а обратить на себя внимание. Ведь из таких каждодневных удач и складывается ее судьба...
Художник улавливает чрезвычайно трудное - личностный психологический момент: трагическую повседневность, боль реальности. Это та красота, которая, в лучших традициях Бодлера, неотделима от страдания; которая не выдерживает никакие каноны красоты.
Героиня изображена вне какого-либо контекста. Его составляет только зелень сада (видимо, она и имеется в виду в названии). Освещение, направленное снизу вверх, указывает на наличие рампы.
Свет играет против девушки. Он открывает всю непривлекательность ее головы, ключицы, рук. Это может убить все ожидания певицы.
С другой стороны, все это сумбурное сочетание цветов (лимонный, бирюзовый, красный) и порождает щемящее ощущение момента, когда музыка только что кончилась и окутала пространство своей, уже безмолвной, магией. Девушка вся как бы растворилась в замершем мире звуков. А ее хрупкость, беззащитность и есть метафора нашей жизни, олицетворение трагичности современной красоты.
Так у тонкого, умного, непостижимого в своей загадочности Эдгара Дега из ничего рождается целый мир.