Найти тему
Оля Тихонова

«Волки и овцы»... все течёт, ничего не меняется! (постановка Петра Фоменко)

©, Оля Тихонова, 2019

У нас с гастролями «Мастерская Петра Фоменко»! Мне удалось посмотреть «Волки и овцы» (пьеса Островского).

Ох, как же актуальна пьеса, даром что написана 120 лет назад!

Особенно удались в постановке женские образы. Хоть и выведены они Фоменко чрезвычайно гротескно, но настолько современны, что остается лишь диву даваться и глубокомысленно выдыхать: «Мда... Классика!..».

Для сравнения, после спектакля, я пересмотрела эту же пьесу в постановке Малого театра за 1952 год (о, великая вещь - ТЕЛЕВИДЕНИЕ!). И знаете, что интересно? Интересно то, что не смогла молодая красавица Элина Быстрицкая, исполнявшая роль Глафиры (бедной девицы), переиграть Галину Тюнину - исполнительницу той же роли в фоменковской постановке. Хоть и возраст, и внешность Быстрицкой больше соответствовали персонажу, придуманному автором.

Кто такая Глафира? Глафира - волчица в овечьей шкуре, хищница в поисках богатого мужа. У нее абсолютная уверенность в успехе, нацеленность на жертву, рассчитанный до миллиметра замах, мощнейший удар. Она не боится открыто рассказать своей жертве (Михаилу Борисовичу - богатому помещику) как она будет его «загонять, окружать» и принуждать к вступлению в брак. Даже более того, она рассказывает ему, что будет ПОСЛЕ ТОГО, как она его охомутает. А в том, что охомутает, она ни секунды не сомневается.

Я, зритель, абсолютно поверила актрисе Галине Тюниной в образе Глафиры!

И, думается мне, что здесь не только актерский талант и сценический опыт (актриса 33 года на сцене!) сыграли свою роль, и даже не мастерство режиссера. Возможно, роль удалась еще и потому, что сегодня среди нас полно подобных персонажей - охотниц за состоятельными мужчинами. Мы не просто предполагаем их существование гипотетически, мы видим их воочию, и потому верим.

Если же говорить о Быстрицкой, то тот же монолог выглядит у нее «игрушечным», детским кривляньем. Ну, да и винить ее не за что. Возможно, не было у советской актрисы ни живого прототипа перед глазами, ни жизненного опыта общения с такими девицами, и внутри нее самой, рожденной в конце 30-х годов в СССР, не было ничего похожего на Глафиру.

Моя фраза-фаворит пьесы - фраза, завершающая сцену Глафиры и Луняева:

Это вот один способ заставить жениться; он хотя старый, но верный; а то есть еще и другие.

Как великолепно она была произнесена актрисой!

Галина Тюнина (Глафира Алексеевна) и Алексей Колубков (Михаил Борисович Лыняев) - одна из лучших сцен спектакля
Галина Тюнина (Глафира Алексеевна) и Алексей Колубков (Михаил Борисович Лыняев) - одна из лучших сцен спектакля

И второй, восхитивший меня, женский образ в этой пьесе - Евлампия Николаевна (молодая богатая вдова) в исполнении Галины Кашковской.

Переодень ее в мини, раскрути кудряшки, увеличь губы - и получишь один в один инстаграм-диву на ЗОЖе, такую же тупую как пробка и такую же нелепую. Так и и просится с языка: «Овцу овцой!»

Без сомнения, эти две роли - лучшие в постановке!

Галина Кашковская (Евлампия Николаевна Купавина) и Карэн Бадалов (Василий Иванович Беркутов)
Галина Кашковская (Евлампия Николаевна Купавина) и Карэн Бадалов (Василий Иванович Беркутов)

В целом вся труппа была на высоте, и только Мадлен Джабраилова в роли Меропии Давыдовны (девицы 65 лет) сильно огорчила.

Играть комедию, гротескно усиливая образ - большое искусство, тут актер все время «ходит по краю», балансируя между комедийностью и фарсом. (Фарс в данном случае равен пошлости и не допустим.)

Джабраиловой, к сожалению, не удалось удержаться на этом краю. И образ, созданный ею на сцене, больше походил на Красную Королеву из «Алисы в стране чудес» (в последней голливудской версии), чем на русскую старуху-помещицу.

Островский - это не фарс, это КОМЕДИЯ!

Мадлен Джабраилова (Меропия Давыдовна Мурзаева) и Тагир Рахимов (Вукол Наумович Чугунов)
Мадлен Джабраилова (Меропия Давыдовна Мурзаева) и Тагир Рахимов (Вукол Наумович Чугунов)

И тут в последний раз обращусь к постановке Малого театра 1973 года. В одном из составов Меропию Давыдовну играет бесподобная Елена Гоголева. Хотя актриса на десять лет моложе своей героини, глядя на ее игру этого не заподозришь: перед нами властная, коварная, беспринципная и жестокая старуха - все это «нутро» актриса во многих сценах выражает одним взглядом (без заламывания рук, катания по диванам, без обезьяних ужимок и прыжков). На ее игру стоит посмотреть:

А вот постановку Петра Фоменко я настоятельно рекомендую смотреть в театре. Хотя в сети есть запись спектакля, но состав уже обновился и, судя по записи, в лучшую сторону.

Я в нижегородском театре Комедии на спектакле «Волки и овцы»
Я в нижегородском театре Комедии на спектакле «Волки и овцы»

нар.арт. Калягин и нар.арт Симонов играют Чехова: почему я не ушла в восторге?

"Пир хищников": французская пьеса о войне на российской сцене

Об антрепризе и уважении зрителя!

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.

Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!