Уходит время, исчезают деревни. Дед мужа, когда тот учился ещё в начальной школе, рассказал ему историю родной деревни.
Со слов деда, основали деревню марийцы, бежавшие с Волги. Это было во времена восстания под предводительством Степана Разина, который провозгласил себя царем и богом, марийцы, недавно присягнувшие русскому царю сказали : «Мы не можем изменить своему царю. Стенька Разин - безбожник, против русского царя выступает, никого не жалеет».
А марийцы присягнули русскому царю, как они будут присягать другому?
Не желая покоряться бунтовщику и изменнику, они отправились на поиск места, где нет войны.
Шли долго, на себе, на подводах несли и везли домашнее имущество. Кругом был лес, и людям пришлось идти через него. Шли дети, женщины, мужчины, старики, старушки. Много народу погибло от голода. Боялись выходить на большую дорогу, шли лесными тропами. Наконец вышли к речке Баштанке, на бугре, километрах в полутора от реки, основали деревню. Там жили несколько лет, но до реки было неблизко, и решили переселиться поближе к речке. Деревню назвали Ямашево.
Повторяю, это легенда, документально не подтвержденная . Мы с ребятами пытались узнать документальную историю деревни.
За справку из областного архива нужно было заплатить немалые деньги. Поэтому верим красивой легенде.
Старые люди рассказывали, что видели русалку в бане (бани стояли на берегу реки), она расчесывала зелёные волосы.
Основатели деревни были язычники, или как их называли, староверы. Они молились языческим богам. На берегу реки росло дерево, у которого устраивались моления. После принятия христианства (в 60-70-ые гг. 17 в., когда в соседнем селе была построена церковь) моления прекратились. Но дерево росло ёще в 50-ые гг. 20в. Местная жительница (она мари) вспоминала, что мать не разрешала детям играть у этого дерева.
Поначалу деревня была марийская, но так как она стояла на старом Московском тракте, то там стали селиться и русские семьи.
Выделился русский и марийский конец.
Жители деревни занимались сельским хозяйством.
В основном сеяли зерновые культуры. В деревне много было садов: росли яблони, малина, крыжовник, орешник, вишня. Жители занимались пчеловодством. Так как урожаи были невысокие, то мужчины уходили на заработки: плотничали, пимокатили (катали валенки), работали в лесу на конях. Женщины оставались дома: ухаживали за скотиной, пряли, ткали, вязали.
Деревня до войны славилась своими «фирменными» сушками. По особой технологии выпекали этот продукт. Месили тесто, делали сушки, заваривали в чугунах, доставали из кипятка, потом на противнях ставили в вольную печь. По воспоминаниям старожилов, эта сушка славилась по всей округе.
Хорошим подспорьем для семьи, особенно в 60-70-ые гг. 20 века, были «сетки» - шали и косынки из кроличьего и козьего пуха, которые вязали женщины и девочки.
В престольный праздник – летний Михайлов день, 19 сентября, в деревню ехали гости. Вся улица была заполнена людьми. То тут, то там слышался смех, звуки гармоней. Звучала и марийская плясовая и русская. Частушки пели и на русском, и на марийском языках. Устраивались переплясы: кто кого перетанцует.
В 1940 году в деревне было 64 дома.
Сейчас в деревне осталось 8 домов. Многие уроженцы деревни переехали на центральную усадьбу. В деревне остались пенсионеры.