Найти тему
ОНИ

«Ту-130» — советский гиперзвуковой беспилотник

Разработка гиперзвукового ударного беспилотника «Ту-130» стартовала в СССР в 1957 году. Он не имел двигателей, при этом в полёте мог в десять раз превышать скорость звука.

Беспилотник обладал длиной почти в 9 м и размахом крыльев около 3 м. Он проектировался как «бесхвостка» с треугольным крылом. Аппарат массой в 2 тонны являлся второй ступенью системы; первой была баллистическая ракета-носитель (модернизированная «Р-12»), которая поднимала аппарат на высоту около 100 километров, после чего тот отделялся.

Он имел возможность изменять траекторию полёта с помощью аэродинамических рулей. «Ту-130» мог нести термоядерный заряд на расстояние до 4 тысяч километров со скоростью свыше 12 тысяч километров. Посадка самолёта должна была производиться при помощи бортового парашюта.

-2

В отличие от ядерных ракет того времени, «Ту-130» имел бо́льшую точность и высокую маневренность, что препятствовало перехвату аппарата вражескими системами ПВО. В аэродинамических трубах было испытано несколько моделей, различавшихся компоновками. После этого их сбрасывали с самолёта и заряжали в пушки, имитируя работу ракета-носителя. На тестированиях удалось достичь скорости 7500 км/ч. Большое внимание уделялось тепловым нагрузкам во время гиперзвукового полёта.

После масштабных исследований «Ту-130» был запущен в мелкосерийное производство. В 1959 году началась сборка пяти опытных экземпляров, но закончить удалось лишь один. В 1960 году правительство приняло решение о закрытии проекта. Незаконченные беспилотники были перевезены в КБ Челомея для дальнейших исследований.