Сегодня мы рассмотрим 6 часть третьей статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и речь пойдет о требованиях к участникам закупки.
В ч. 6 статьи 3 223-ФЗ установлены правила определения заказчиком требований, предъявляемых к участникам закупки. Они вытекают из принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, которые были разобраны в одной из моих более ранних статей.
Все требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки, должны быть изложены в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Примечание: не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Данное требование означает, что заказчику необходимо изначально подготовить полную и качественную документацию о закупке, поскольку позже никаких иных (дополнительных, "забытых" и т.п.) требований, условий и критериев оценки к участникам закупки либо к закупаемым товарам, работам, услугам, не указанных в документации о закупке, он предъявлять не вправе.
В свою очередь, конкретные требования к содержанию документации о конкурентной закупке установлены в п. 10 ст. 4 223-ФЗ, которые мы рассмотрим в следующих статьях.
На законодательных основаниях заказчик вправе установить в документации и положении о закупке практически любые требования, например, представление налоговой декларации или выписки из ЕГРЮЛ, и критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе наличие у участников опыта в сфере поставки нужных заказчику товаров.
Примечание: наличие условия заказчика в документации о закупке о недопустимости привлечения исполнителем субподрядчиков или соисполнителей само по себе не противоречит действующему законодательству, что подтверждено судебной практикой.
Однако стоит понимать, что любое требование, установленное в положении и документации о закупке, не должно нарушать принципы 223-ФЗ. А именно не должно быть никаких необоснованных ограничений, "неизмеряемых" требований и дополнительных условий по отношению к одним участникам закупки и предлагаемым товарам, работам, услугам либо индивидуальных предпочтений и льгот по отношению к другим участникам закупки и предлагаемым товарам, работам, услугам. В противном случае это может расцениваться как нарушение принципов недопустимости ограничения допуска к участию в закупке и необоснованного ограничения конкуренции на рынке закупок. С другой стороны, информация, содержащаяся в документах, предъявляемых участниками закупки, должна быть достоверной. В противном случае участник по решению конкурсной комиссии может быть отстранен от участия в торгах.
Фактическое предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о закупке, может стать для любого участника закупки основанием для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган. Более того, законодательством установлена административная ответственность за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Таким образом, требования к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должны устанавливаться заказчиком в извещении/документации об осуществлении конкурентной закупки на основе действующего законодательства и быть по возможности четко формализованными, предусматривать возможность математического исчисления соответствующих показателей (например, цены, качества и др. в баллах или процентах), чтобы можно было справедливо и объективно оценить представленные заявки.
Спасибо за прочтение! У вас остались какие-либо вопросы? Можете задать их в комментариях к данной статье. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
По вопросам тендерного сопровождения вашей организации и обучению участию в закупках можете писать мне в личные сообщения.
Перейти к разбору ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ о Правилах описания предмета закупки.
P.s. По мере написания продолжения, здесь будет доступна ссылка на следующую статью.
Читайте другие статьи моего канала:
223 ФЗ - простыми словами! (ст. 1)
Как выбрать электронную подпись?
Участник закупки - кто это?
Может ли физлицо участвовать в закупках?
Квоту малого бизнеса в закупках госкомпаний увеличат