Пока я сижу на диете (да, вот так - все худеют в лето, а я в осень), решила вдохновиться своими любимыми образами современного изобразительного искусства, которое не брезгует, и более того - воспевает обильное женское и мужское тело.
Говорим "толстая женщина" - вспоминаем Рубенса. Даже придумали нежный эвфемизм на эту тему - "рубенсовская женщина". Я не буду сейчас заниматься реабилитацией Питера Пауля Рубенса, но то, что идеал женской красоты менялся от века к веку, ни для кого не секрет.
Когда-то целлюлит, отвисший животик и галифе на бедрах были непременными атрибутами идеальной женщины. Причем не каких-то среднестатистических пастушек, а античных богинь. Времена были не самые сытые, и человек «в теле» автоматически считался богатым, счастливым и красивым. Но это - явление скорее культурологическое.
Традиции Рубенса прервались на несколько столетий, пока на небосклоне изящных искусств царствовали классицизм, барокко, маньеризм и иже с ними. Народ в эти неспокойные времена все-таки стал питаться лучше, а вместе с доступностью калоража выросла и популярность болезненно худых, аристократически бледных, желательно с туберкулезом в терминальной стадии дам.
Но ХХ век со всеми своими потрясениями вернул в изобразительное искусство столь желанный многими плюрализм мнений и толстые люди стали появляться на картинах современных художников с завидной популярностью. Сегодня вспомним мои любимые образцы бодипозитивного искусства.
Фернандо Ботеро Ангуло
Один из главных современных певцов полноты - колумбийский художник Фернандо Ботеро Ангуло. Ботеро не скрывает своего пристрастия к полным людям, он изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки.
Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность.
Ф. Ботеро Ангуло
Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.
Найденный стиль позволяет Ботеро "выпускать" свои работы чудовищными тиражами. Но до тех пор, пока на такую живопись находится зритель (а пока их только пребывает), художник не намерен что-либо менять в своей манере.
Боян Му
Говоря о современном искусстве, не стоит забывать и о скульптуре, которая в последние десятилетия активно развивается. Тут нам на помощь приходит китайский художник и скульптор Му Боян, который сделал толстых людей своей основной художественной темой.
В серии работ "Жирные" Му Боян решает не только изобразительные задачи. Дело в том, что в Китае ситуация ожирение не только не порицается, но и приветствуется как символ жизненных сил и изобилия. Несмотря на то, что голодное средневековье, когда полнота была символом достатка, осталось позади, в Китае и сегодня полные люди визуально воспринимаются как социально-значимые фигуры.
В серии работ художника Му Боян «Жирные», толстяки делятся на два типа: одни — громоздкие и придавленные к полу собственным весом; другие, напротив — несмотря на полноту, подвижны и легки как бабочки. Тем самым художник говорит нам, что, по сути, «Жирные» потенциально живут в теле каждого человека, и только от нас самих зависит, позволим ли мы им проявиться.