Найти в Дзене

Писатели-политики, либералы, русофобы и Тютчев.

Забавно, но для незнающего человека будет невероятным тот факт, что колоссальное количество наших литераторов, так или иначе, участвовали в политических действиях страны. Например, великий русский драматург Александр Грибоедов был талантливым дипломатом. Державин, Дмитриев, Батюшков, Хвостов, Вяземский и даже Пушкин были людьми, напрямую связанными с политическими интригами, государственными должностями и всякой другой действительностью тогдашнего существования российского писателя или поэта. Они были губернаторами, чиновниками в различных министерствах и т.п. Во второй половине 19 века выделился подобным образом писатель Иван Гончаров, с 1856 работавший в Петербургском цензурном комитете. Он , будучи цензором, всячески протаскивал «сомнительные» произведения в печать, защищая их, как только мог. Да к тому же так любимый нашими политическими скептиками Михаил Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Рязани, потом Твери; после в Пензе — председателем казенной палаты, затем в Туле и опя

Забавно, но для незнающего человека будет невероятным тот факт, что колоссальное количество наших литераторов, так или иначе, участвовали в политических действиях страны.

Например, великий русский драматург Александр Грибоедов был талантливым дипломатом. Державин, Дмитриев, Батюшков, Хвостов, Вяземский и даже Пушкин были людьми, напрямую связанными с политическими интригами, государственными должностями и всякой другой действительностью тогдашнего существования российского писателя или поэта. Они были губернаторами, чиновниками в различных министерствах и т.п.

Во второй половине 19 века выделился подобным образом писатель Иван Гончаров, с 1856 работавший в Петербургском цензурном комитете. Он , будучи цензором, всячески протаскивал «сомнительные» произведения в печать, защищая их, как только мог. Да к тому же так любимый нашими политическими скептиками Михаил Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Рязани, потом Твери; после в Пензе — председателем казенной палаты, затем в Туле и опять в Рязани. В общем, насыщенная жизнь была.

А если мы возьмем Достоевского (пусть он нигде и не служил) с его безудержным и сентенциозным бормотанием о том, как живет и думает российский оппозиционер, будь то либерал, нигилист или, храни Господь, анархист? Все равно получим тяжелейшие измышления о политическом пути России, добытые Федором Михайловичем из кружка петрашевцев, затем с каторги, а затем из тесного общения с прогрессивной интеллигенцией.

Кстати, это только помогало всем вышеупомянутым творить свои литературные шедевры, актуальные и по сей день. Мы должны с вами понимать, отчего государственная служба была так полезна для их творческого потенциала: потому что наличие политические мнения априори дает человеку целый вагон новых размышлений. Политика – это большая игра, в которой каждый из нас сам решает, по чьим правилам он будет играть. Они, то есть писатели, играли по своим, никому не мешающим и абсолютно честным правилам – подсматривали за пороками других «игроков» и обличали это. Ну, кто как умел.

 Помните, как Бродский сказал? "До тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства".
Помните, как Бродский сказал? "До тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства".

Их было много, этих борцов за политическую чистоту. И где они теперь? Да здесь все, никуда не уходят.

Я все больше и больше убеждаюсь: писатель, в отличии от других деятелей искусства, в России просто обязан иметь яркую гражданскую позицию. Почему? Потому что в нашей стране нейтралитет долго не сохранить. Все время надо выбирать, всегда что-то отстаивать.

Мне сейчас скажут, что государственная служба ограничивает человека в своих действиях, что надо держать язык за зубами, что таким писателем может быть только рьяный сторонник власти. Ну как же так? А Тютчев?

гордый взгляд дипломата. Все так, как и должно быть.
гордый взгляд дипломата. Все так, как и должно быть.

Фёдор Иванович к 1865 г. был в чине тайного советника (согласно "Табели о рангах" - генерал-лейтенант), занимал с 1858 г. должность председателя Комитета цензуры, был членом Совета Главного управления по делам печати. За ним закрепилась репутация монархиста, консерватора и империалиста. Но вот незадача...

На смерть Николая I, главного виновника Крымской катастрофы с точки зрения Тютчева, поэт откликается так:

"Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, -

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей ".

Что, не стыкуется с привычном догмой о "раболепном писателе"? А в прозе как звучит, вы только послушайте: «Для того чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека...». Вы представляете, как странно? Служил императору верой и правдой, а терпеть его не мог.

Более того. Россию Тютчев представлял национальным государством.

А вот Романовы видели Россию как страну, в которой роль наднационального центра играли немцы. Министерство иностранных дел просто кишело ими, что вызывало гневное недовольство у Тютчева. Русским было почти невозможно сделать карьеру. Поэт писал: «…все русские гении, во все времена, имели… [нерусских] соперников более заурядных, старавшихся... их оттеснять и притеснять только лишь благодаря привилегиям..., сочувствию, которое они находили в самом сердце... власти.»

Пока российские либералы играли в гуманистов и находили отдушину этой гуманности в обожаемых Польше и Прибалтике, Тютчев называл их "отбросами русского общества". А какие строки написал, вы только почитайте:

"Напрасный труд – нет,

Их не вразумишь, -

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация для них фетиш.

Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы.

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы."

Да даже за то ничтожно малое количество "политических вольнодумий", что мы тут вспомнили, его уже можно было лишить всего и отправить по пути обожаемых всеми декабристов - в Сибирь прямиком.
Да даже за то ничтожно малое количество "политических вольнодумий", что мы тут вспомнили, его уже можно было лишить всего и отправить по пути обожаемых всеми декабристов - в Сибирь прямиком.

Так может это реально - быть несогласным с властью, но служить своей стране? Вот Тютчев же смог. А то как-то странно: если не поддерживаешь власть - значит, ничего ты в жизни не добьешься, все тебе мешать будут эти "пропагандосы" и государственные патриоты. А если наоборот, то ты глуп, продажен и вообще самодур. Обидно, не находите? Вот и я о том же...